КИНО

Что натворил Афоня?

Жестокий самосуд в маленькой якутской деревне, где льется нескончаемый дождь
«Афоня» никому особо не нравился, а в участке его держали, потому что кадров нет. Он неуважительно вел себя с коллегами, не специально, скорее, по собственной глупости. За столько лет жизни в деревне он успел обзавестись женой, но так и не выучил якутский, просил говорить по-русски и переводить. А сердце у него доброе, он часто на служебной машине подвозил людей, когда размывало дороги от бесконечного дождя. Дважды подвозил школьницу Айту, один раз на линейку, с лентой и в форме, второй раз уже из полицейского участка, чтобы родители не ругались. Сразу после Айта попала в больницу. Попытка самоубийства. С этого момента сотрудник полиции, роль которого исполнил Андрей Фомин, становится главным подозреваемым.
Афоня – сокращение от имени Афанасий, довольно распространенное имя, а в Якутии Афонями обычно называют русских. Поэтому, сложив первые попавшиеся улики, родители девочки и соседи выдвинули единый вердикт – виноват чужак. Непонятно только, почему следствие возится. Прикрывают своего? Или дадут ему по минимуму, а он выйдет и продолжит совершать преступления? Отца Айты Аяла уже ничего не сдерживает. Все, что было для их семьи важно, они уже потеряли. Аял со своими соратниками планирует самосуд и штурм полицейского участка.

В фильме Степана Бурнашева до самого финала вопрос о виновности или невиновности остается открытым. И пока льет дождь, зритель гадает, кто же прав и чья мораль восторжествует. В конце, когда засветит солнце, все герои сделают свои выводы, ведь дело Айты не оставило никого безучастным и равнодушным.
Кстати, финальную сцену Бурнашеву не раз предлагали вырезать, оставить открытую концовку, а дальше додумывайте, что хотите. Но режиссер не мог бросить своих персонажей без примирительной сцены, хотя и с некоторой долей приторного морализаторства. Якутский кинематограф всегда ассоциируется с жанром нуар, для широкой аудитории началось это, скорее всего, с фильма «Мой убийца» Костаса Марсана. Тем не менее этот жанр в кинематографе республики Саха очень популярен, его элементы широко задействованы, и «Айта» не исключение: мрачная детективная история, которая разворачивается в месте, где все время идет дождь.

Погода в фильмах Степана Бурнашева – это отдельный элемент киноязыка режиссера. Например, в фильме «Черный снег» – вечная зима, где холод не только на улице, но и в отношениях героев. А дождь в «Айте» – это слезы по погибшему ребенку, это безумство природы, олицетворяющее безумство толпы. История в принципе построена на противостоянии: природы – человечеству, народа – полиции, якутов – русскому, традиций – законности.
Но главная мысль Степана Бурнашева, которую он хотел донести в «Айте», – это объединение, способность критически мыслить и не осуждать других, основываясь на их непохожести. В фильме сделан акцент на силе сплетен, когда ужасная новость выходит за пределы деревни и широко обсуждается в сети. Слухи в социальных сетях только подливают масло в огонь, а ведь Интернет – прекрасное пространство, чтобы узнать друг друга лучше и перестать видеть в непохожих чужаках врага. «Айта» – это «Убить пересмешника» Харпер Ли в зеркальном отражении, шовинизм в сторону общепринятой расы «угнетателей», но он такой же абсурдный и дикий, как и в любом другом ключе.
Текст: Оля Александровна
Фото: Кинопоиск