театр «Практика»

Как вы сюда попали?

Театральное исследование, проведенное на барахолках Москвы
Что такое барахолка? Многие из нас не совсем это понимают. «Мы» — это люди, живущие во время процветания Авито и других возможностей не ходить-выбирать-торговаться, а сделать все это быстро, в телефоне, из дома. Но для самых младших брусникинцев это было большое задание: более года они наблюдали за посетителями барахолок, разговаривали с ними, записывали на видео — проводили целое исследование «феномена барахолки» и ее участников. Причем изначально материала набралось аж на пять часов, в итоге спектакль идет три часа, и очень заметно, что было выбрано только самое яркое — резать точно больше некуда, осталось только живое и бурлящее.

Режиссер Юрий Квятковский отмечает, что получился спектакль-лоскутное одеяло. Эта работа действительно содержит в себе самые неожиданные противоположности от социально-демографических до темпераментных: в торговых рядах барахолки сидят женщины среднего возраста, у которых есть дети и внуки, а бок о бок с ними приторговывают найденными на свалке газетами одинокие бабушки, приезжают скоротать время и найти что-нибудь интересное пожилые пары. Все рядом: пьющие и трезвые, открытые и совсем необщительные, бедные и обеспеченные.
Режиссер Юрий Квятковский отмечает, что получился спектакль-лоскутное одеяло. Эта работа действительно содержит в себе самые неожиданные противоположности от социально-демографических до темпераментных: в торговых рядах барахолки сидят женщины среднего возраста, у которых есть дети и внуки, а бок о бок с ними приторговывают найденными на свалке газетами одинокие бабушки, приезжают скоротать время и найти что-нибудь интересное пожилые пары. Все рядом: пьющие и трезвые, открытые и совсем необщительные, бедные и обеспеченные.

В спектакле нет места художественному вымыслу — такой жанр называется «вербатим», и это важная страница истории брусникинцев: все началось с легендарного спектакля «Это тоже я», который поставил Дмитрий Брусникин, стремясь включить создание спектакля этого жанра в учебную программу своей мастерской. Потом возник «Транссиб», а сейчас — «Барахло».
При этом вместе со строгой приверженностью жанру в спектакле появляются размышления на тему — аккуратно и точно подобранные музыкальные ассоциации, альтер-эго персонажей. Так, например, женщина, торгующая косметикой, превращается в Нэнси Синатру, а преподаватель английского, объясняющий посетителям барахолки тонкости произношения, вдруг оттанцовывает под хит нулевых «Белая стрекоза любви». Не хочется говорить, что это «разбавляет», потому что отрываться от просмотра не хотелось бы и без музыкальных пауз, но в силу довольно большого хронометража именно так и получается: три с половиной часа проходят невероятно динамично и легко в том числе за счет песен, тексты которых почти точно знакомы.
Поражает, как студенты, которым по 19 лет, могут перевоплощаться в людей на 30 и более лет старше себя. И до зрительного зала как будто доносятся искры таланта молодых актеров, пытливых умом и заинтересованных историями людей, с которыми они поговорили, и не менее — изучением собственной личности, актерского «я». Это изучение проходит через «примерку» чужой судьбы, только более интенсивную и, скажем, серьезную, чем с помощью ролей героев художественных произведений.
Текст: Мария Тушнолобова
Фото: театр «Практика»