Квартеатр

Бабушка, ты же умерла!

Мертвые видят наши скелеты, даже если они хорошо спрятаны
У всех есть странное воспоминание из детства, которое кажется таким нереальным, что хочется взять за плечи всех остальных участников этого события, хорошенько встряхнуть и, заглянув в глаза, панически просить: «Ты тоже это видел?!». Спектакль «Бардо Тхёдол, или 49 кастрюль кутьи» именно про такую ситуацию.

«Квартеатр», вообще, уникальное место — театр прямо квартире в самом центре Москвы. И то, что это по-настоящему жилое пространство, а зрители сидят прямо в огромной кухне, которая одновременно и сцена, и зал, придает спектаклю какой-то совершенно другой контекст. Будто история, удивительная и страшная, рассказывается лично каждому за чашкой уже подостывшего кофе и за тем самым столом, на котором Коля много лет назад выцарапал свое имя, и за которым потом сидела его мертвая бабушка.
Эта история случилась с Колей в том самом 2007 с тогда еще очень юным и не сильно осознающим, что такое смерть. Поэтому триумфальное возвращение любимой бабушки с того света сразу после похорон — да еще и после скандала родителей — скорее его обрадовало, чем поразило. Все бы ничего, только бабушка вместо того, чтобы, как и прежде, раздавать ценные советы и комментировать каждый шаг домочадцев, молча села за стол и принялась есть ту самую забытую кутью, которой так не хватало на поминках.

И в этот момент перед и так разваливающейся семьей встала задача — заставить бабулю упокоиться. В ход пошло все: уговоры, мольбы, признание во всех своих грехах, Тибетская книга мертвых «Бардо Тхёдол», которую принесла и принялась читать старшая сестра Коли. Сорок девять дней подряд.
Говорят, что молчание — самый лучший способ разговорить человека. Так и получилось. Молчащая, редко реагирующая на происходящее бабушка становится лучшим собеседником. Сильная и счастливая в браке дочь оказывается на грани нервного срыва и с номером любовницы мужа в руках. И зять кается в своих грехах, но ничего не может поделать. У каждого свои скелеты в шкафу и только маленький Коля задорно рисует мертвую бабушку и кидается ее обнимать.

Несмотря на свою абсурдность спектакль Павла Артемьева выглядит, как сцена из жизни. Где на фоне происходит первая невзаимная любовь, где кто-то опять забыл купить рис, где ежедневные чтения вслух Тибетской книги мертвых стали обыденностью, где по телевизору показывают Медведева, рассказывающего, что никто уже никогда не вернет 2007-й.

И мало того, что спектакль поднимает очень личные темы и буквально выворачивает наизнанку историю одной семьи, так и актерская игра заставляет поверить: мы сейчас все вместе находимся на этой кухне и проживаем, день за днем, этот путь к правде, которая ощущается, как смерть. В этом, наверное, и есть настоящая магия Квартеатра.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Екатерина Терентьева