КИНО

Кто-нибудь видел мою блондинку?

…бегите же, пока бежится.
А не снесете головы –
хотя бы память сохранится,
как весело бежали вы.


Спорить о том, дар или проклятие детская непосредственность в характере взрослого человека, можно, наверное, бесконечно. «Блондинка» Павла Мирзоева по одноименной пьесе Александра Володина дает зрителю возможность взглянуть на мир глазами человека, не потерявшего с годами способность ежедневно влюбляться в жизнь все сильнее. Это фильм, в котором володинская театральность, с трепетным отношением к оригиналу перенесенная из текста пьесы на экран, органично переплетается с кинематографичностью, а драма соседствует с комедией.

Героиня нашей истории — Ира (Дарья Жовнер), актриса совсем не Большого театра с поэтичным названием «Северная почта». О, именем этой девушки стоило бы назвать ураган! Смелая, порывистая и влюбленная, она летит по жизни на своем двухколесном велосипеде — и горе тому, что встанет у нее на пути. Цели Иры только вначале кажутся недостижимыми, но ни одна проблема не устоит перед ее упорством. Родители не поддерживают в выборе творческого пути — уйдем в компанию единомышленников. Театр не пользуется популярностью и закрывается из-за нехватки денег — найдем и средства, и новое место за пару дней. И, как пели Princesse Angine, «если принц опять не зашел, то мы и сами можем зайти…»
Кстати о принце. Возлюбленный Иры, Лев Николаевич (Евгений Цыганов) — руководитель «Северной почты» и далеко не Толстой. «Лев — животное или человек?» — спрашивает Иру одна из героинь. И мне хочется ответить, что он не представляет собой ни то, ни другое. Даже безумно влюбленными в него глазами главной героини не получается увидеть то величие и талант, которые она приписывает Льву. Его поступки и поведение выдают слабого и жалкого мужчину, впрягшегося в то, чего ему не увезти. Его судьба будто случайно оказалась связана с творчеством, и дальнейший выбор жизненного пути покажет, что Лев куда приземленнее того образа небожителя, что Ира ему придумала. И он не способен дать девушке и половины тех чувств, что испытывает к нему она.

Непростые отношения таких непохожих главных героев могут спровоцировать падение в две самые очевидные крайности. Первая: заклеймить Льва абьюзером, а Иру — несчастной жертвой собственных чувств. Вторая: приписать Ире множество психологических диагнозов, самым безобидным из которых будет инфантилизм, а Льву лишь посочувствовать. Но самый очевидный путь далеко не всегда самый верный, и очень хочется удержать зрителей от поспешности в выводах.
Ира живет и отчаянно стремится к любви, счастью и обретению призвания, но уверена, что сделать это можно лишь в соавторстве. И пока Ира предлагает главную роль в своей судьбе другому человеку, есть риск, что она будет сыграна фальшиво. Со временем девушка поймет, что у Льва совершенно другие стремления, а подлинным автором такой большой идеи, как собственная жизнь, может быть только она сама. Путь к принятию новой для нее мысли будет непростым, а окружение попытается навязать собственные представления о том, как надо. Ира на время расстанется с велосипедом, символизирующим ее свободу, оставит театр и даже, по советам мамы, перекрасится в блондинку, что выглядит попыткой встроиться в новое для девушки общество. Но жизнелюбие, упорство и нестандартный взгляд на мир помогут Ире не потерять себя в непривычных обстоятельствах.

Третьим главным персонажем «Блондинки» является, несомненно, Петербург. Пульс города бьется в унисон с сердцами героев и отзывается на их переживания. В кадре не декоративная культурная столица, а живой, изменчивый мегаполис. Залитые солнцем улочки и набережные, вдоль которых мчится на репетицию Ира; едва освещенные немноголюдные ночные проспекты; новый район города с типовыми человейниками, где мы встретим Льва в финале истории — каждое место съемки лучше раскрывает героев. А музыка Петра Налича, сыгранная и записанная настоящим оркестром без помощи электронных инструментов навевает атмосферу французского кино в центре Петербурга.
Когда вышел первый трейлер «Блондинки», я стала отчаянно ждать чего-то похожего на одну из моих самых любимых историй о любви, искусстве и любви к искусству — «Кто-нибудь видел мою девчонку?». Фильм в итоге получился совсем другим, и это прекрасный пример обмана ожиданий в лучшую сторону. После просмотра хочется покрасить волосы, поступить в театральную студию, купить велосипед и бесцельно лететь на нем по улицам Петербурга. А еще сохранить в себе подольше это ощущение ребячества во всем его бесстрашном великолепии.
Текст: Радистка Кэт
Фото: КиноПоиск