ЦЕХЪ

Короткометражная жизнь

И все же история его Бреля — не столько наблюдение большой личности, сколько поиск себя с помощью этого наблюдения
Для меня песня – это рисунок. Строки – это слова. Цвета – это гармония.
А динамика для меня представляет собой музыкальную линию.

Жак Брель

Музыка — властительница чувств и настроений человека, как когда-то заметил академик Бехтерев. Владеть музыкой и поэзией слова — значит владеть умами мира. Таким был Жак Брель — бельгийский бард, актер, режиссер и национальный герой. Современник злых молодых талантов (так называли энергичных и свободных режиссеров новой волны), он стал одним из символов революции во французском шансоне.

Однако, все начиналось с картонных коробок, которые Жак собирал на фабрике отца. Сцена из коробок, квартира тоже, и одинокий телевизор — вот все декорации. Сама идея использовать первоначальное ремесло Бреля так остроумна, что невольно восхищаешься изобретательностью художницы Лены Левиной. А что еще нужно? Ведь главное не картонная жизнь, а поэзия, что за ней скрывается.
48 лет, прожитые за 48 часов. Но хватит ли 48 минут Артему Кисакову, автору идеи спектакля-вербатима, чтобы прожить такую значимую жизнь? Ответственно заявляю: хватит. И все же история его Бреля — не столько наблюдение большой личности, сколько поиск себя с помощью этого наблюдения. В «КАРАВАДЖО.ПЭЙНТИТБЛЭК» Артем искал свой путь в светотени прошлого, здесь же — пытался обрести свой голос сквозь эхо французского барда. И исполнитель роли, и исполнитель песен в данном случае безответно влюблены в свободу быть собой. Это чувство можно назвать почти непереводимой французской фразой «la douleur exquise» (дословно «изысканная боль»). Жак за всю свою жизнь был и фабричным рабочим, и актером, и режиссером, и пилотом. Артем также метался и перевоплощался в других людей, искал себя духовно. Мечта поймать то самое «je ne sais quoi», что магически позволит обрести в себе того самого маленького принца, в целом объединяет всех людей. Конечно, не все настолько храбры, чтобы отправиться в путь борьбы за самовыражение.
Музыка и кино — то, что позволяет прикоснуться к этой мечте и ощутить себя на несколько минут или часов. Не зря режиссеры французской новой волны стремились отказаться от чрезмерного классицизма отцовского кино и старались отразить реальность метафизическую, как они ее видят.
Отрывки из их фильмов («400 ударов», «Жюль и Джим», «Безумный Пьеро», «Хиросима, моя любовь», «Банда аутсайдеров») сопровождают действие в каждой сцене, озаглавленной титрами.

И все-таки самое главное в спектакле — песни Жака Бреля. Песни, проникающие своим нежным надрывом в самое сердце (даже тем зрителям, которые не знают французский). Его слова, эмоции, мимика, жесты — все это точно передано актером. Да, его бард — всего лишь эхо, но это эхо вполне реально.
Текст: Ника Маккена
Фото: Ирина Соколенко