Театр Моссовета

Привет, бонжур, хэллоу!

Новые наряды старых знакомых
«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету!» — эти строки знают, наверное, все русскоговорящие. Неважно, сколько им лет: десять или шестьдесят, советский мультфильм про бродячих музыкантов смотрят родители с детьми, а потом те дети со своими детьми, и это передается из поколения в поколение, как лучшие народные хиты. С 1969 года прошло уже очень много времени, но материал «Бременских музыкантов» все еще остается выигрышным вариантом мюзикла «для всех», когда нужно порадовать и юного зрителя, и его мечтающего вернуться в детство родителя.
Говорить, однако, что спектакль в Театре Моссовета поставлен по либретто из мультфильма, не совсем верно. Существует такая пьеса «Трубадур и его друзья», к которой руку приложили те же люди, что и к мультфильму — Геннадий Гладков, Василий Ливанов и Юрий Энтин. В ней только поющие герои мультфильма обретают глубину драматических персонажей, плюс к ним добавляется новый герой — Шут, который связывает зрителя и историю своими шутками и дополнениями. Именно эту пьесу взял за основу режиссер Евгений Марчелли, он же худрук Театра Моссовета. В его интерпретации сказка о влюбленной в трубадура принцессе и труппе бродячих музыкантов стала напоминать, скорее, фильм Бёртона, чем знакомую с детства классику. Принцесса стала готкой, Трубадур тоже облачен во все черное, господа музыканты полностью вливаются в амплуа рокеров. Самыми модными внезапно оказываются стражники, разодетые в невероятные костюмы, которые хочется разглядеть повнимательнее.
Но вот этот вот «закос на Бёртона» ничуть не убивает яркость спектакля. Как и положено детскому мюзиклу, он светится, сияет и переливается всевозможными цветами. В зал летят конфетти, шарики, даже мягкие подушки. Одним из самых эффектных моментов был фрагмент исполнения знаменитой песни «Луч солнца золотого». Трубадур эффектно стоит вместе с гитарой на одном балконе, Принцесса — на другом, и они влюблены друг в друга, а зрители тем временем нарушают законы театра и достают телефоны, но не для того чтобы сфотографировать, а чтобы подсветить любовь героев фонариками, как на настоящем концерте.

По сюжету никто велосипеда заново не изобретает. Все идет точно по знакомым с детства фразам, но за этот счет и создается эффект «семейности». Неважно, сколько лет зрителю, звуки из горла начинают появляться будто бы неосознанно, когда раздаются первые аккорды любимых песен. И взрослые, и дети в этот момент объединяют свой опыт, и граница между возрастами будто бы стирается. Во время «перебивок» с рассказами Шута есть большой простор для постановочной фантазии: туда можно было бы вставить несколько отсылок или шуток для взрослой аудитории, чтобы как-то и ее поразвлечь, но тогда потеряется это чувство «общего опыта», поэтому режиссер не пошел по этому пути. Все зрители должны понимать все, хотя бы в общих чертах, и неважно, сколько им лет: шесть или семьдесят шесть.
Результатом этой стратегии стали улыбающиеся лица всех выходящих из зала родителей и детей, и звонкий ребяческий щебет во время антракта и после представления, взахлеб обсуждающий только что увиденное. Неудивительно — в мюзикле «Бременские музыканты» режиссером была поставлена задача влюбить в постановку всех, и он с этим справился.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Елена Лапина