Практика

Любовь и голуби

Без тебя Москва, как чертова акулья стая
Спектакль по переписке – феномен давно известный. За при(е)м(ь)ерами далеко ходить не надо. Уже который месяц идет «Здравствуйте, Астрид!» в театре им. Ермоловой по письмам Астрид Линдгрен и девочки Сары Швардт. Можно вспомнить отгремевший «1926» о перипетиях отношений Пастернака и Цветаевой. Прослеживается нехитрый паттерн: когда ставят спектакль по письмам, часто берут личность из прошлого, известную публике. Чем масштабнее фигура, тем проще привлечь зрителя в театр. Оно и понятно: кто будет ставить на сцене спектакль по переписке влюбленных подростков из начала двухтысячных? Риторический вопрос не предполагает ответа, но в нашем случае он есть: режиссер Василий Березин + театр «Практика» = спектакль «Чокнутый и бесконечное счастье».
Как жизнь побеждает любой нарратив

Пусть на сцене читают письма актеры, но авторы этих строк – реальные люди. С одним из них вы уже познакомились в начале этого текста. Режиссер Василий Березин сделал центральной идеей спектакля переписку, которую вел с 17 лет. Нечасто на сцене можно увидеть спектакль, который напрямую связан с его постановщиком.

— Очень большая ответственность – играть реального человека. Важно не исказить замысел режиссера. Более того, я первый раз выступаю на сцене театра «Практика», и это правда очень волнительно. Но для такого актера, как я, этот спектакль – интересный вызов и выход из зоны комфорта, — делится своими впечатлениями Вадим Гулаков.

Действия камерного спектакля разворачиваются в таком же маленьком зале театра. Из освещения только три лампочки, а вокруг одна темнота. Внимание сосредоточено исключительно на героях. Их общение, переполненное нежностью, заставляет и зрителя вспомнить, когда он смотрел на кого-то с бешено бьющимся сердцем. Он и Она. Чокнутый и Бесконечное счастье. Собственно, для хороших историй имена не слишком важны, если в эпицентре чувство, знакомое всем. В большей или в меньшей степени.

— У меня нет ностальгии, когда я читаю их переписку. Это история совсем не про меня, поэтому я согласился стать частью команды этого спектакля. То, что ты уже знаешь, играть неинтересно, — рассказывает исполнитель главной роли Александр Горчилин.

Действительно, вряд ли каждый из нас отправлял своей любви длинные письма. Но мы все равно можем представить себя на месте героев. Этот спектакль – как машина времени без негативных последствий в виде эффекта бабочки. Хотя после просмотра может появиться желание написать любимому человеку из прошлого. Впрочем, раз цель искусства – это передача чувства зрителю, значит, все идет хорошо. Нюанс в том, что иногда полученные эмоции оставляют теряться в догадках.
Вопросов больше, чем ответов

Надо понимать, что спектакль «Чокнутый и бесконечное счастье» – это не классическая постановка, куда обычно отправляется русский зритель. Экспериментальный театр оставляет человека с вопросами, ответы на которые он должен искать сам. Важно, чтобы это желание появилось. После этой постановки оно, безусловно, есть.

— До этого спектакля я не работал с Васей. Неожиданно он мне написал и предложил поучаствовать в постановке, а я давно хотел с ним познакомиться. Прелесть этого спектакля в том, что за месяц незнакомцы вдруг стали близкими людьми, – и это круто. У Васи свой особенный театр, построенный на спокойствии и каком-то человеческом отношении. Он не работает в угоду зрителю, здесь нет развлекательного элемента. Человек сам решает, нужен ли ему такой театр, — рассказывает Александр.

И это действительно резонный аргумент. Именно зритель решает, куда ему ходить и что смотреть. Благо, что у театра «Практика» нет проблем с потоком людей, заинтересованных в новом искусстве.

— Я думаю, что зритель должен сходить на этот спектакль по простой причине: в МХТ или Малом театре он уже был. Это полезно для расширения кругозора. А вообще мне не нравится, что в голове у многих театр делится на классический МХТ и непонятный эксперимент. С таким подходом мы придем к вымиранию искусства, — делится мнением Вадим.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Женя Потах