Сначала театр - театр с начала

Будь счастлива, если хочешь

И скажи мне то самое третье слово
«Входит Маргарита, молодая девушка, очень хорошенькая, одета просто и элегантно. Без всякого сомнения, она прочитала много книг и никогда не видела коровы, но она достаточно умна, чтобы это не слишком бросалось в глаза» (с)

Менять мир задача трудная и практически для каждого непосильная, но менять себя еще трудней. С этим и сталкивается главный герой нового спектакля Екатерины Королёвой «Дикарь» Пабло (Иван Можейко). Оторванный от гор, честный и незамутненный Маугли, больше понимающий язык природы и ориентирующийся исключительно по собственным чувствам и звездам - он в свои двадцать четыре вынужден постигать цивилизованный мир практически с самого начала. И не сказать, что ему такое нравится.
У него череда учителей и наставников - некоторые вылетают из дверей, некоторые из окна, и никто не задерживается надолго. Кроме молодой учительницы, Маргариты (Евгения Щербакова). Точнее, Марги - так короче по мнению Пабло, потому что когда она убежит в горы, не будет же он орать «Мар-га-ри-та», длинновато получается. И вот когда появляется она, Марга, то возникают и чувства. Точнее не так. Сначала в жизни Пабло появляется она, потом стихи Уолта Уитмена между ними, и только потом два абсолютно разных мира сталкиваются, находя общий язык.

Не даром Екатерина Королёва говорила, что этот спектакль похож на кристалл - он многогранен и, как любое испанское произведение, где на одного персонажа приходятся три тысячи чувств и несколько сюжетных поворотов, пересказать его практически невозможно. Здесь, помимо истории Пабло и Марги, есть второстепенные линии: взаимоотношения тетушек дикаря - Матильды (Кристина Грубник) и Анхелины (Надежда Бодякова), братские чувства, медленно перерастающие в соперничество, между Пабло и Хулио (Дмитрий Минин), отцовская любовь сеньора Ролдана (Алексей Емцов) к сыну и племяннику. А еще тайные любовные линии, тоскливая и верная влюбленность, длящаяся многие годы, скелеты, рассованные по шкафам вместе с платьями, и один огромный человеческий эксперимент.
Цивилизованный и разложенный по абзацам мир Марги сталкивается со свободным и диким миром Пабло, но не разбивается о него. Между ними вместе с чувствами рождается своя собственная реальность, где книги перемежаются с охотой, а ловля рыбы руками с пониманием поэзии без рифмы. И в этой трансформации есть нечто завораживающее и фундаментальное, основанное на том самом "третьем слове" - чувстве, которое герои проносят сквозь эту историю.

В спектакле намеренно рушится четвертая стена – грань между актерами и зрителями видна, но она слишком условна. И это видно во всем – в том, как не задействованные в сцене актеры не уходят со сцены, а лишь сдвигаются на ее край, ближе к зрителям и переходя в роль, скорее, наблюдателя, чем участника действа. В том, как персонажи идут в зал, втягивая в свою радость и печаль всех, до кого могли дотянуться. В том, что перед спектаклем можно ответить на несколько простых вопросов в предложенной анкете и к концу выяснить, что теперь этот ответ – единица в статистике ученого. Сам спектакль подобен Пабло и играется именно по его правилам – совсем не общепринятым, более свободным и диким.
Само пространство сцены весьма условно - высокие белые клетки становятся то небоскребами, над которыми загорается круглая желтая луна, то дверями, за которыми творится личное, то убежищами от ранящих слов. И эта метафора считывается легко и просто, подстраиваясь под сюжет и иногда добавляя новые смыслы, заставляющие додумывать и домысливать несказанное.

Но, несмотря на все это, спектакль живет своей жизнью. «Дикарь», пока находится, как Пабло, только в начале своего пути - впрочем, если продолжать эту метафору, он уже точно понял, что такое уитменовский «платочек от Бога». Эксперимент только начат, и порой преследует ощущение того, что вернувшись на этот спектакль через время, мы получим нечто иное.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Екатерина Терентьева