Театр имени Евгения Вахтангова

ВЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО РУЗВЕЛЬТ СКАЗАЛ ПО РАДИО?

Америка тридцатых, золотой век радио и совсем не золотой век семьи Куперов
Новую премьеру сезона театр Вахтангова вновь ввел в репертуар Симоновской сцены. И не без причины! Все помещения и залы в распоряжении «Вахтанговской франшизы» обладают разной эстетикой, атмосферой и даже художественным направлением. Основная сцена про величие, она про легендарный, пышный слог. Новая сцена и арт-кафе про что-то быстрое, юркое и очень музыкальное. Сцена-студия — в распоряжении стажерской группы, поэтому там витает еще студенческий дух. А вот Симоновская сцена, она про близость, про спокойные вечера в компании семьи или чарующей сказки, а может, и того, и другого. «Долгие годы» — это спектакль, пропитанный американской мечтой, поэтому можно сказать, что это как раз тот самый вариант соединения и семейной истории, и сказочной.
Георгий Долмазян, режиссер постановки, сам написал сценическую версию романа Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго». Но, в отличие от романа и его экранизации 1937 года «Уступи место завтрашнему дню», вахтанговский спектакль, скорее, фокусируется на детях, а не на самой пожилой паре. Почти «Отцы и дети» по-американски! Для многих актуальна тема этого периода жизни, когда дети уже сами становятся родителями для своих родителей, и чаще всего происходит это внезапно и абсолютно не по собственному желанию. Несмотря на довольно очевидную оценку поведения персонажей в оригинале, Георий Долмазян выбрал иной подход. Он помогает нам посмотреть на ситуацию глазами «неблагодарных» и «плохих» детей, на месте которых мы бы все чувствовали и вели себя точно так же.
Какими бы неверными не были решения и поступки младших Куперов, им невозможно не сопереживать. Мы видим, как их стройные, привычные, но совершенно нестабильные в силу Великой депрессии миры расшатываются еще больше при вмешательстве родителей. Многие назовут это мелочами, но сами, вполне возможно, не выдержат и недели такого испытания. Мама не может не взяться за хозяйство, но это дом ее сына Джорджа и его жены Аниты, где мамин порядок создает исключительно беспорядок. А отец, тоже ставший похожим на взрослого невинного ребенка, волей-неволей требует едва ли не младенческой заботы от своей дочери Коры, ситуация которой еще менее благополучна, чем у старшего брата. Остальные трое, а точнее двое, Роберт и Нелли, кажутся менее измученными жизнью, а оттого и менее благородными. Под стать своему статусу младших! Зато именно их устами передается эпоха. Инфантильная, острая на язык, но такая неотразимая.
Настолько же неотразимый и подбор актеров. Когда на сцене появляются Кора (Полина Бондарь) и Роберт (Семён Арзуманов), а вслед за ними и Нелли (Дарья Щербакова) с Джорджем (Александр Галочкин), ты не видишь выпускников Щукинского училища, ты видишь настоящих янки, от среднего класса и до самых что ни на есть франтов и модниц. Иногда создается ощущение, что ты слышишь звучание Нового света в их английском, хотя ни на английском, ни на американском не произносится и слова. Кора — та самая несчастная «счастливая домохозяйка» с винтажных реклам какой-то кухонной утвари. Джордж — настоящий менеджер, мужчина в усах, голубой рубашке и широких подтяжках, главной наградой для которого будет выкурить дорогую сигару на пару с начальником. Роберт, семейный остряк, словно вышел из романа Скотта Фицджеральда, одетый с иголочки, с зализанной прической и всегда готовым подколом в кармане. А следом из того же романа вышагивает Нелли, местная Дейзи, ценящая свои богатства превыше всего остального.
Менее архетипичны их родители, но в этом и заключалась мораль самой Джозефины Лоуренс. Барк (заслуженный артист России Михаил Васьков) и Люси (Ольга Гаврилюк) — не пожилые американские родители и дедушка с бабушкой, они просто пожилые родители и дедушка с бабушкой. В стремительно бегущем, меняющемся мире для них важны были только любовь и семья. В сложную минуту семья от них отказалась, и у стариков осталась только проверенная половиной столетия любовь к друг другу.

В спектакле абсолютно все детали соединились в одну невероятно красивую, цельную картину. И эта картина звучит как золотой век радио, как молодость Фрэнка Синатры. Это обманчивая, пленительная обертка, за которой скрываются те же проблемы, те же горе и радость, те же взлеты и падения, но, даже увидев обратную сторону медали, ты не можешь отделаться от мысли: «Как же хочется там жить!» Наверное, я не найду иных слов, чтобы закончить эту рецензию. В спектакле «Долгие годы» хочется жить.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Яна Овчинникова