Санкт-Петербургский театр «Мастерская»

«Вампилов: лучшие фрагменты»

Что будет, если сложить отрывки из дневников драматурга и его пьесы и сделать из этого новую историю?
Есть такие театры, где существует будто бы драматург – ангел-хранитель. К его пьесам относятся с особой душевностью и внимательностью, постановки становятся хитами репертуара, иногда даже – визитной карточкой театра. Так можно описать отношения Санкт-Петербургского театра «Мастерская» и Александра Валентиновича Вампилова. День премьеры спектакля по пьесе «Старший сын» считается днем рождения театра, потом в репертуаре появились «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске». Все три спектакля горячо любимы зрителями, билеты на них бывает иногда тяжело достать. Оно и неудивительно: творческим командам постановок удалось уловить уникальную меланхолию Вампилова, его особенный взгляд на человеческие взаимоотношения друг с другом и внутри себя.

В новом спектакле «Дом окнами…» выпускницы режиссерского курса Козлова Ирины Михайленко соединяется как бы все пространство Вампилова. Автор неотделим от своих произведений, даже при, казалось бы, максимальном отрешении какая-то часть собственных переживаний все равно окажется в тексте. Интереснее становится, когда есть опубликованные дневники писателя, ведь тогда можно точно подглядеть, что же в итоге осталось в художественном тексте, и провести занятные параллели. Этим и занимается режиссер в «Доме окнами…». Она взяла отрывки из разных пьес Вампилова (собственно, «Дом окнами в поле», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске») и, прибавив отрывки из дневников Вампилова и его рабочих заметок, создала новую историю.
Получился трагичный рассказ о любви молодого литератора (Игорь Клычков) и его жены (Юлия Вибе). Вот лиричное начало: деревня, лето, молодые певцы за окнами поют народные песни. Хочется уехать, да не можется, не получается оставить этот домик на окраине деревни, который выходит окнами в поле. Причины, почему нельзя уйти, наслаиваются одна на другую: то времени мало на прощание, то пресловутое (а на самом деле, такое неважное) «что люди подумают», то автобус уже уехал. Да какое вообще дело до причин, если происходит любовь? Следующий отрывок – кризис отношений, когда воздушное очарование влюбленности исчезает и становится видно то уродливое и сложное к принятию, что настойчиво убегало поначалу от нежного взгляда. Писатель слишком погружен в свои творческие искания, он даже перестает осознавать, кто же из их пары на самом деле жертвует собой ради литературы. А женщина рядом уже устает жить воспоминаниями о счастье, вместо того чтобы этим самым счастьем жить. И вот кульминация, логично вытекающий вывод – она уходит. Литератор остается один на один со своей болью, и он избавляется от нее единственным доступным ему способом – создает свое самое лучшее произведение.
За какие-то коротенькие 75 минут перед зрителем на сцене происходит сложная драматургическая работа. Режиссер наблюдает за эволюцией вампиловского героя и свои наблюдения превращает в историю о творце и творчестве, об источниках вдохновения, о болях автора и людей, которые его любят. Отрывки из разных вещей не выглядят, как пестрая «солянка», наоборот, действие, хоть и намеченное штрихами, идет ровно и стройно. Достичь такого эффекта удалось, в том числе, лаконичности пространства. Дверь, два стола, стул и то самое окно, через которое видно луну – вот и все декорации, через которые перемещаются всего два актера. Внимание зрителя сосредоточено только на них, на их персонажах, и даже к месту появляющийся хор не может перетянуть его на себя (но это, собственно, и не нужно).

Хоть история и оригинальная, «Дом окнами…» оставляет после себя такое же послевкусие, как и, например, «Прошлым летом в Чулимске», который идет также на Малой сцене в Мастерской. Смотришь на мерно текущую Неву под Володарским мостом и думаешь: «А не напомнить ли мне лишний раз своим близким, что я их люблю? Что они необходимы мне в жизни, что без них мне тяжело будет?». Мысль пусть и банальная, но всегда актуальная.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Ольга Ланцетова