КИНО

Дай мне эту ночь

Когда на город опускается закат, а фонари окружают пространство мягким потусторонним светом, кажется, что произойти может все, что угодно
В реальности не так часто случаются неожиданные повороты судьбы, счастливые случайности и абсурдные ситуации, позволяющие изменить жизнь окончательно и бесповоротно. И тут на помощь приходит магия кино: воплощая все нереальные истории в действительность, оно учит зрителя самому создавать свой сценарий событий и не бояться рисковать. Дебютный полнометражный проект режиссера Георгия Даниелянца именно об этом – порой для того, чтобы почувствовать себя живым, нужно открыться миру и начать действовать.

Когда на город опускается закат, а фонари окружают пространство мягким потусторонним светом, кажется, что произойти может все, что угодно. Волшебное влияние ночного города на жизнь обычных людей в свое время исследовал и Джим Джармуш в фильме «Ночь на Земле». По стилю и повествованию, разбитому на четыре линейных новеллы, «До рассвета» – прямой наследник эстетики культовой картины американского режиссера. Если у Джармуша главным «неодушевленным» героем становится такси, то здесь связующим звеном историй можно назвать карету скорой помощи. Бригада скорой блуждает по городу в поисках несуществующего адреса и всегда оказывается рядом с персонажами из других новелл в кульминационные для их сюжета моменты. Не зря роль фельдшера исполнил Иван Чабан, соавтор сценария. Фельдшер фильма оказывает первую помощь и транспортирует линии персонажей в единую смысловую точку.
Оставшиеся три новеллы поднимают вопрос отношений как со своим «Я», так и между людьми. Например, история об уставшем от жизни отце семейства Владимире (Сергей Горобченко) раскрывается как притча о потере идентичности в бытовом круговороте будней. Одинокий фонарь не только подсвечивает разваливающийся кухонный стол, но и обнажает неразрешенные внутренние конфликты в отношениях с женой Ириной (Мария Фортунатова) и «внезапно» повзрослевшей дочерью.

Соня Анастасии Лазо – свидетельница со свадьбы, отчаявшаяся найти спутника на ночь, также запуталась в себе и собственных принципах. Приметы руководят ее действиями, ведь ответственность за свою жизнь и собственное счастье так трудно взять на себя. Единственное случайное решение (обратиться к мирно спящему в машине герою Арсения Попова) запускает именно тот механизм изменений, что был ей нужен. Актерский тандем Попова и Лазо идеально показал динамику отношений, в которых оба должны повзрослеть и оторваться от прошлого, чтобы стать собой.
Пожалуй, рассказ о свидетельнице, мечтающей переспать с первым встречным из-за приметы, еще не такой абсурдно безумный, как еще одна романтическая новелла. Линия о Марке (Артем Крылов), бегущем от неизвестного, но явно болезненного прошлого. Аврора в исполнении Ангелины Поплавской – «маниакальная девушка-мечта» с амнезией, полная противоположность персонажа Крылова. Она живет здесь и сейчас, потому что прошлого для нее нет, а будущее так же туманно. Наблюдая за выходками героини в стиле игры «правда или действие», действительно хочется вырваться из оков условностей и ощутить ветер свободы.

Несмотря на то что «До рассвета» снят в Санкт-Петербурге, знаковые места которого так часто эксплуатируются в кино, в кадре задействована мягкая эстетика окраин и спальных районов. Плавное движение камеры выхватывает геометрию домов или обращает внимание на лица героев или детали вроде туфельки свидетельницы-Золушки. Операторская работа Максима Молчанова в сочетании с лиричным саундтреком создают легкий и динамичный ритм кадра в стиле летних ромкомов нулевых. Уверена, в плейлист каждого зрителя точно войдут песни Александра Устюгова и группы EKIBASTUZ, Ундервуда, The Hatters и Антона Лаврентьева.
Может, выйдя из зала, и мы станем другими людьми и побежим навстречу ветру? Кто знает… Ну а пока «До рассвета» имеет все шансы стать идеальным фильмом для летнего настроения.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск