КИНО

Ирония судьбы, или слегка отвратительно

Почему кино, похожее на какашку, оставленную перед квартирой соседей, снял создатель «Ребёнка Розмари» и «Пианиста»?
Фешенебельный отель в Швейцарии готов встретить конец света (точнее, Новый Год) 31 декабря 1999 года. Здесь любой каприз исполнится за ваши деньги — только позовите вездесущего управляющего Хансуэли (Оливер Мазуччи). Постояльцы отеля хоть и сказочно богаты (но не все), но ужасно неприятные личности: старый порноактер, финансист-мошенник и его лысеющий бухгалтер, маркиза с менопаузой и миниатюрной собачкой, престарелый миллиардер с двадцатилетней женой, пластический хирург с безумной супругой, окруженный обезображенными операциями клиентками, русские мафиози с лысым Александром Петровым во главе стола.
Начинается фильм с хаотичной подготовки работников отеля к приезду гостей, со сказочной музыкой Александра Деспла на фоне. Кажется, что это кино должны показывать на каком-нибудь местном канале (вроде американского Hallmark'а, известного своими глупыми и одинаковыми рождественскими фильмами).

«Дворец» еще вполне бы мог сойти за сиквел какого-нибудь «Горько» или «Непосредственно Кахи», потому как со своим вырвиглазным цветокорром и откровенно туалетным юмором он выглядит как среднестатистический хит российского бокс-офиса (я бы не удивилась, если бы режиссером оказался, например, Сарик Андреасян).
Однако на постере мы видим фразу «Фильм от обладателя премии Оскар Романа Полански», и сразу же возникают вопросы. Почему кино, похожее на какашку, оставленную перед квартирой соседей, снял создатель «Ребёнка Розмари» и «Пианиста»? Ответ прост: Полански 90 лет, ему осточертело все на этой планете, и он решил таким странным образом (возможно) поставить жирную точку на своей карьере.

Ему уже наплевать на свою репутацию (она и так уже давно запятнана его сомнительным прошлым), а все свои премии Полански уже получил. На главные роли он взял таких же стареющих звезд, не заботящихся о своей репутации: Фанни Ардан, Микки Рурк, Лука Барбарески. В каст затесался и Александр Петров в привычном для западного кино амплуа олигарха из 90-х. Попытка прорваться в зарубежную индустрию с помощью Полански, возможно, и имела бы успех, если бы это был фильм вроде «Офицера и шпиона». Но мы имеем то, что имеем, потому роль Петрова в «Непослушной» пока ничем не затмить (даже по кринжовости).
Непонятно как в «Дворце» оказался Оливер Мазуччи, отличившийся в «Тьме» и «Королевской игре». Его персонаж — профессиональный метрдотель, сохраняющий невозмутимость даже при самых странных обстоятельствах, хоть немного облагораживает череду незаконченных анекдотов из дедовского сборника. Кажется, что в Хансуэли Роман Полански спрятал себя, тем самым дистанцируясь от своих карикатурных богатеев без стыда и совести, словно говоря: «Я не такой, я смеюсь над богачами вместе с вами». Звучит довольно лицемерно, не правда ли? Пытаясь влиться в модную нынче тему социального комментария «капитализм — это плохо», он упускает главную причину, почему в его случае это не работает (как полностью и не работают «Треугольник печали» или «Меню», но они хотя бы стараются быть серьезными): он сам продукт этого самого капитализма, как и вся киноиндустрия. Как и все мы, если быть честными. Политическое высказывание тоже не особо удается — бедные европейские родственники предпринимателя, похожего на Трампа (Микки Рурк), и обращение Ельцина (в российском прокате обращение Путина предусмотрительно вырезали) смотрятся, как дешевая попытка вникнуть в неинтересную ему тему.
Все мы знаем, что Полански не зря называют культовым режиссером, несмотря на его личность и прегрешения. Его фильмы до нулевых все находятся в обязательном перечне к просмотру. Он умеет снимать хорошо. Здесь же девяностолетний режиссер, персона нон грата в Голливуде, намеренно снял «Дворец» по-настоящему плохо. Нет, режиссер не выжил из ума на старости лет, а просто разрешил себе снять злую сатиру на свое же окружение и кинематограф в целом, а получился дорогой капустник в любимом отеле в Гштаде. Может себе позволить, к сожалению.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск