социально-художественный театр

Философский пароход под лестницей

Перепалки в Твиттере между новыми и старыми эмигрантами, где каждый пытается доказать, что живет правильнее другого
Страны разрушаются, ценности оказываются фальшивками, а смысл жизни отдельной личности теряется, когда мы перестаем верить в свою идентичность (как индивидуальную, так и национальную). В таком мире люди жили сто лет назад, и в нем же мы живем и сейчас. Совсем не удивительно, что режиссер Сержук Андреев выбрал для новой постановки именно пьесу «Эмигранты». И совсем не случайно она была поставлена на сцене Социально-художественного театра, известного своей актуальной проблематикой.

Канун Нового года. Переломная точка времен. Два матраса, два чемодана, проеденная молью одежда, банки с тушенкой и пара пакетиков чая — вот все имущество двух эмигрантов, в полуподвал к которым пришли в гости зрители сегодняшнего вечера. Наши герои — земляки, по разным причинам оказавшиеся на далекой чужбине в поисках выживания. АА (Павел Панков) — интеллигент до мозга костей, цитирующий философов по любому поводу, который сбежал от диктатуры в родной стране по политическим причинам. ХХ (Тарон Алексанян) — простой рабочий, уехавший от собственной жены и детей за мечтой заработать на собственный дом.
Они живут под одной крышей, точнее сказать, под одной лестницей. Единственное, что их объединяет — родная земля и общий язык. Да, говорят они на одном языке, но при этом совсем не пытаются понять друг друга. Интеллигент видит в рабочем первобытного человека, не способного понять высокодуховные вопросы бытия. Рабочий же настолько занят проблемой собственного выживания в материальном мире, что все эти сложные размышления для него кажутся лишь блажью. Первый старается отрицать все свои связи с прошлым и отсталой страной, что когда-то была его домом. Второй воспринимает новое пристанище лишь как способ заработать. Здесь все ему чуждо и диковинно.

Звучит знакомо, не правда ли? Слушая их прения, понимаешь, что и ты сам невольно ведешь себя как один из героев в спорах с родственниками и знакомыми, уехавшими и оставшимися. Порой их реплики напоминают перепалки в Твиттере между новыми и старыми эмигрантами, где каждый пытается доказать, что живет правильнее другого.
Минимализм декораций, полумрак помещения и философское многословие АА заставляет ощутить собственное болезненное присутствие. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что готов встать на место АА или ХХ, потому как внутри любого человека идет такая же борьба. Здесь нет истины, нет победителей или проигравших. Есть, однако, наблюдательница — мать, жена, Родина, а может и муза здравого смысла. Она с печальной грустью взирает на оторванных от жизни АА и ХХ, рассказывает истории про Ежи и Петруччо, героев абсурдистских сказок Андрея Андрианова. «Они совершенно одинаковы», — говорит девушка. Да, так оно и есть. И герои сказки, и персонажи пьесы, да и люди в целом прячутся за собственные суждения как за последнюю зону комфорта, не позволяющую погрузиться в полный хаос. И мы не можем винить себя за это.

Пьеса Славомира Мрожека — о том, что мы теряем, когда вынуждены оставить свой дом (физически или духовно). Сам польский писатель более двадцати лет скитался по Европе и Америке, пытаясь обрести внутренний покой вдали от родины. Постановка «Эмигранты» поднимает сложный вопрос: возможно ли остаться человеком в условиях, когда ты теряешь социальный статус и принадлежность к определенной системе ценностей? Ведь без самоидентификации твоя личность разрушается, и мысленный поток приводит к безумию. Ну а потерять себя можно и оставшись в родном городе, в условиях, когда привычная жизнь рушится.
Текст: Ника Маккена
Фото: Илья Хотин