Минимализм декораций, полумрак помещения и философское многословие АА заставляет ощутить собственное болезненное присутствие. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что готов встать на место АА или ХХ, потому как внутри любого человека идет такая же борьба. Здесь нет истины, нет победителей или проигравших. Есть, однако, наблюдательница — мать, жена, Родина, а может и муза здравого смысла. Она с печальной грустью взирает на оторванных от жизни АА и ХХ, рассказывает истории про Ежи и Петруччо, героев абсурдистских сказок Андрея Андрианова. «Они совершенно одинаковы», — говорит девушка. Да, так оно и есть. И герои сказки, и персонажи пьесы, да и люди в целом прячутся за собственные суждения как за последнюю зону комфорта, не позволяющую погрузиться в полный хаос. И мы не можем винить себя за это.
Пьеса Славомира Мрожека — о том, что мы теряем, когда вынуждены оставить свой дом (физически или духовно). Сам польский писатель более двадцати лет скитался по Европе и Америке, пытаясь обрести внутренний покой вдали от родины. Постановка «Эмигранты» поднимает сложный вопрос: возможно ли остаться человеком в условиях, когда ты теряешь социальный статус и принадлежность к определенной системе ценностей? Ведь без самоидентификации твоя личность разрушается, и мысленный поток приводит к безумию. Ну а потерять себя можно и оставшись в родном городе, в условиях, когда привычная жизнь рушится.