Огонь, на который не получится смотреть вечно
Фильм-катастрофа о смелых пожарных и горящих лесах в современной России смотрится даже чересчур злободневно. Несмотря на это, драма Алексея Нужного «Огонь» предпочитает не оставаться строго реалистичной, а кроится по шаблонным героическим лекалам - и все равно становится популярной.
Какой русский не любит фильмов о национальных героях: спортсменах, полицейских, пожарных… Так, и «Огонь» (2020) Алексея Нужного стал одним из немногих успешных российских фильмов, которым в прошлом году удалось окупиться в кинопрокате. Это масштабно рассказанная история бригады МЧС из шести человек, которые оказались в чрезвычайной ситуации во время лесных пожаров в Карелии. Фильм предпринимает попытку раскрыть несколько личных историй на фоне катастрофы в переплетении воспоминаний, откровений и действий. «Огонь» - фильм, желающий рассказать обо всем и сразу, от жестокой стихии до сложных семейных взаимоотношений, но обо всем и сразу, к сожалению, никогда не получится.
Ни для кого не секрет, что каждое лето в России бушуют лесные пожары, тушить которые удается с переменным успехом (и перемены эти часто на стороне стихии). В отношении того, как жесток огонь и как малы шансы выиграть битву с ним, фильм А. Нужного оказывается честен до конца. Салют над вспыхнувшей деревней, догорающая в руках Константина Хабенского спичка-символ, задыхающийся от угарного газа Иван Янковский - все работает на то, чтобы вселить в зрителя ощущение нечеловеческой опасности, которая рядом каждую секунду фильма. Перед глазами еще стоят бытовые сцены пения под гитару и празднования свадьбы, а на экране уже пылает всепоглощающее пламя. Размах съемок действительно впечатляет: внимательная операторская работа и скрупулезное выстраивание декораций добавляют происходящему реалистичности. Пожар занимается быстро и распространяется во все стороны, вне зависимости от того, сколько у кого опыта в тушении огня и есть ли у кого силы бежать.
В «Огне» есть все, чего рядовой зритель может ожидать от блокбастера о героях лесоохраны: любовь, подвиг, паника, отчаяние, спасение. В «Огне» есть все, чего рядовой зритель, перекормленный фильмами-катастрофами, надеется не получить: рожающая прямо во время пожара женщина, кричащие навзрыд матери маленьких детей, нехватка защитных покрывал, потеря жизненно важной рации. «Огонь» хочет заставить зрителей плакать, но делает это так упорно, атакуя по всем фронтам и не давая передышки, что шкала эмпатии ломается. Каждая сцена красива в отдельности, но в общей ленте они заглушают впечатление друг от друга, как хорошие стихи, прочитанные слишком быстро.
Картину А. Нужного можно посмотреть ради замечательного актерского состава, ради милой любовной линии, ради благоговейного трепета перед героями, ради грустных слез перед смертью и радостных слез перед жизнью. Тем не менее, «Огонь» неизбежно попадет в номинацию «не жалею, что потратил время, но никогда не стану пересматривать». Масштабному, хорошо сыгранному и эффектно снятому фильму-катастрофе не хватило соответствующего сценария. И все же, если после просмотра каждый зритель станет аккуратнее обращаться с огнем, не будет разводить костров в лесу и сделает репост о горящей сейчас тайге, значит фильм появился не зря. Ведь пока на экране придуманные мелодраматические линии завершаются именно тем, что было так легко предсказать еще в самом начале, где-то настоящие пожарные эвакуируют деревни и жертвуют собой ради спасения маленьких детей. И хорошо бы помнить об этом не только в день премьерного показа «Огня».
Текст: Мария Дорофеева