театр Москвы

Приключения нечисти в России

Лорд Волан-де-Морт на балу у Сатаны и кризис профессии у Воланда, или чем может обернуться поездка в Москву
В спектакле «Гастроль Воланда» Театра Москвы знакомая всем история о похождениях Сатаны с его свитой переносится в современную столицу со всеми ее атрибутами: электробусами, МЦД, электросамокатами, электричками и ток-шоу. Впрочем, Воланда (Александр Белов) беспокоит все тот же вопрос: как изменились люди в Москве за последнее время?

На сцене мы наблюдаем за событиями, которые происходили в московской части романа. В «нашей» Москве Берлиоз (Александр Покровский) попадает под электробус, директор театра Варьете Степан Лиходеев (Иван Титов) постит фото из Крыма в соцсетях, а администратор театра Варенуха (Никита Оносов) щеголяет в костюме, сплошь отмеченном брендом Gucci. И Мастер (Павел Сошнин), как мы узнаем, не сжег рукопись, а удалил все файлы и разнес ноутбук. Уместно обыгрываются известные цитаты из романа, которых, конечно же, подсознательно ждешь: ну какие «Мастер и Маргарита» без «финского ножа» и несгоревших рукописей, прошу прощения, «неудаленных файлов»? Четвертой стены здесь и вовсе не существует: подозреваю, ее еще до начала гастролей вынес Бегемот (Станислав Момоток) на электросамокате.
В итоге спектакль — это представление Воланда для зрителей, сидящих в зале театра Ермоловой. Мы — непосредственные объекты его исследования, и мы же — исследователи. Поэтому на сеансе черной магии зрителям предоставляется возможность почувствовать себя настоящими героями книги: сначала с нами беседует Коровьев (Дмитрий Подадаев) и предлагает вспомнить, что произошло с Бенгальским на Том Самом Спектакле, а потом с потолка сыплются настоящие пятидесятирублевые купюры. После представления даже ловишь себя на мысли, что эти деньги завтра должны превратиться в бумажки. Но, кажется, магия Воланда нас щадит.

Проходит и великий бал у Сатаны (в гостях: Геринг, Марк Чепмен и Лорд Волан-де-Морт), с которого Маргарита (Екатерина Джайн) уходит уже с Мастером. А после бала наступает рефлексия. Сначала — для «пострадавших» от Воланда и свиты: героев московских событий собирают на типичное ток-шоу с красными креслами и ведущей в ярком костюме. А потом — почти трагическая для самого Воланда. Иронизирующая над Москвой комедия перерастает в глубокое философское рассуждение. Современный мир вогнал Воланда в кризис: для чего он нужен, если соблазнять темной стороной больше некого? Люди сами переходят на нее вприпрыжку, они научились воровать и обманывать быстрее, чем зло успело приложить к этому руку. Единственные души здесь, достойные даже не спасения, а вечного покоя, как завещал Булгаков, — Мастер и Маргарита. Разве это не апокалипсис сегодня?
Больше Воланду в городе делать нечего — ответ на вопрос его разочаровал. Со свитой он улетает в Токио, оставляя нас (и всю Москву) в размышлениях о том, что с нами происходит. Но на гастролях Воланд не заметил на сцене маленького Ангела (Евгения Лучникова) и большую рыбу — христианский символ. Зато заметили мы, зрители. И, возможно, если мы еще способны видеть Ангелов, то мы еще не совсем потеряны?

Роман «Мастер и Маргарита» — вечный: и почти век назад, и сейчас в героях можно узнать себя, своего соседа или начальника. Но для нас булгаковская Москва уже недостижимо далека, а значит, пришло время осмыслить историю с точки зрения той реальности, в которой мы находимся сейчас. И у «Гастроли Воланда» это получилось.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Мария Московская