театр имени Евгения Вахтангова

Генерал и его семья

Кого страшиться больше – генерала, генеральскую дочь или генеральского внука?
Попытка рассказать о всеобщем явлении на примере маленькой, камерной истории одной семьи не нова. В современном мире мало что можно назвать абсолютно новым. Но есть и другой параметр, тот, что и позволяет человечеству не останавливаться на уже содеянном и всегда продолжать работать. Этот параметр обозначают патетическими словами «особенность» или «неповторимость». Мысли автора, идентичных которым быть не могло, атмосфера произведения, занять которую у других невозможно, и труппа героев, добавляющих свои изюминки даже уже закостенелым амплуа. Театр Вахтангова вновь взялся за постановку прозы, в этот раз выбрав современный роман, еще ни разу не видевший свет софитов.
Прежде чем приступить к рассмотрению самого спектакля, нужно сказать пару слов об авторе и самом произведении. У Тимура Кибирова отличный литературный язык! Автор ловок в собирании остроумных аллегорий и фразеологизмов в описании действующих лиц. Каждый элемент этих украшений метафоричен и сценичен, что в итоге оплетает героев очень красивыми поэтическими бусами. Лирический тон повествования имеет место быть, – он прекрасен по своей сути, – но у любой истории должна быть цель, грубо говоря, вывод, как первооснова писательства. «Генерал и его семья» же история без главенствующего сюжета, здесь важна душа, стихотворная фабула оставляет за тобой право выбрать итог, заключение того, что ты узрел на страницах книги или на сцене театра.
Режиссура Светланы Земляковой уже знакома вахтанговцам. Помимо обращения к современной прозе и стиля, похожего на стиль поставленного ею спектакля «Сергеев и городок», схож и основной актерский состав. Главную генеральскую роль исполнил, казалось бы, слишком молодой для нее Максим Севриновский. С самых первых мгновений ты понимаешь, что лучше него никто бы и не справился. Все актеры, как это принято говорить во всех хвалебных отзывах, не играют, а живут своими героями, но именно генерал Василий Иванович Бочажок держит зрительское внимание в узде.

Спектакль серьезный, однако имеет игровую структуру повествования, поэтому наравне с психологической работой артисты выдают музыкальные, пластические, отсылающие к небезызвестным личностям, комедийные и прочие развлекательные перформансы. Чтение писем может стать политическими дебатами, строевая подготовка – хореографическим номером, а кульминационные отрывки – песенными выступлениями.
Лучше всего спектаклю удается угадывать знакомые всем нам образы. Это и провинциальные нравы, и несмышленые подруги детства, и вечно веселые товарищи юности, и старые добрые семейные ссоры. Василий Иванович и генеральская дочь Аня спорят постоянно. Точнее, Аня спорит с отцом, а он принимает все, что любимая доченька на него взваливает. «Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты», – гласят первые строки самого известного романа Скотта Фицджеральда. Конечно, мистер Гэтсби и американские тридцатые никак не связаны с рассматриваемой историей, но эти слова кажутся корреспондентке важными для написания любой рецензии. Жизнь Анечки мы узнаем со дня ее рождения и вплоть до почти случившегося развода в далеком будущем, но ни один сюжетный поворот не может оправдать ее поведения. Сложно сопереживать такой героине, сложно понять и восхититься ее любовью к Ахматовой, когда из-за чужих мыслей на бумаге она начала терроризировать жизнь своих родных. Нельзя сказать, что сам генерал безгрешен, но его можно простить хотя бы потому, как он посвящает всего себя окружающим, пытаясь понять их, даже когда не согласен.
После просмотра спектакля зритель не остается в приподнятом состоянии духа, его весь вечер будут мучить мысли об увиденном. Возможно, это не пройдет ни через пару дней, ни через неделю. Нужно быть готовым и идти на этот красивый, душевный спектакль только тогда, когда ты точно хочешь увидеть в себе генерала, генеральскую дочь или генеральского внука и задать себе главный вопрос. Всегда ли я прав?
Текст: Аврора Акопян
Фото: Яна Овчинникова