КИНО

Глаза боятся — руки делают

Нет, это не экранизация произведений знаменитого немецкого автора
«Не жизнь, а сказка!», — восклицают счастливые люди, причитают завистливые и грустно вздыхают саркастичные. Все они, так или иначе, называют «сказкой» жизнь беззаботную — ту, о которой каждый мечтает, но не может получить. Реальность не может стать доброй сказкой — скорее сказка отзеркалит настоящую жизнь. Именно такую: грустную, реалистичную, но все же прекрасную историю рассказывает режиссер Тина Баркалая в фильме «Сказки Гофмана».
Главную героиню этой сказки зовут Надя (Екатерина Вилкова). У нее нет феи-крестной с волшебной палочкой, зато есть ленивый муж Виталик (Максим Стоянов) и две работы. Она знает о себе только то, что ей говорили другие — и это при том, что Наде никогда не делали комплиментов. Наша принцесса не умеет требовать и говорить «нет», она тихая, застенчивая и трудолюбивая. Когда ее переполняют эмоции, она, в детстве носившая очки с забинтованной линзой, все так же прикрывает один глаз рукой. Так обзор уменьшается, и страшный мир давит на героиню только с одной стороны, а это уже можно попытаться вынести. У Нади есть и свои маленькие радости. Она работает в библиотеке и обожает реставрировать книги, покалеченные читателями, параллельно представляя, кто и как перелистывал их страницы. Удивительная способность героини видеть прекрасное в мелочах превращает свет от лампы на потолке в театр теней, а пузырьки кипящей воды — в маленькие прожорливые создания.
Отважный принц находит Надю внезапно. Он тоже необычный: от Нади ему нужны только ее красивые руки. Принца зовут Гарик (Евгений Цыганов), он снимает рекламные ролики и имеет вечно уставший вид. Гарик неосознанно переворачивает Надино самоощущение с ног на голову. Неважно, что красивая не она, а только ее руки — этого все равно достаточно для того, чтобы героиня постепенно начала ценить себя. Теперь ладони, пальцы и кисти нашей принцессы уже будто не принадлежат ей, и она, как работник библиотеки, прекрасно знает, что казенное имущество нужно беречь.

Эта сказка приводит героиню к счастливому финалу через потери. Единственное, чего жестокий мир не смог у нее отнять — это тонкое чувство прекрасного. В фильме Надя проходит сложный путь, полный взлетов и падений, чтобы в итоге обрести внутренний стержень. Все это ради того, чтобы в финальной сцене героиня смогла принять на себя оглушающую волну счастья, не прикрывая один глаз.
Сами сказки Гофмана тоже можно назвать отдельным героем фильма. Они следуют за Надей всю ее жизнь, иногда просто мелькая на фоне, а иногда даря надежду. Интуитивно сама героиня тоже цепляется за эти сказки. В итоге не принц Гарик, а томик Гофмана, случайно ее нашедший, становится ниточкой к мечте.

Сказка о Наде не была бы настолько трогательной, если бы не великолепная работа создателей фильма. В сценарии нет ничего лишнего, каждая маленькая деталь служит раскрытию истории. Все чеховские ружья выстреливают и попадают точно в сердца зрителей. Трогательная актерская игра Екатерины Вилковой делает главную героиню чем-то большим, чем образ с экрана. Мерзкий муж Виталик тоже вызывает бурю эмоций, только негативных. благодаря блестящей работе актера Максима Стоянова. Неудивительно, что именно он получил за эту роль приз кинофестиваля «Литература и кино». Монтаж фильма режиссер в своей речи назвала «драматическим» — и это самое верное определение. Операторская работа вместе с тем самым «драматическим» монтажом одновременно и оживляют картинку, и делают ее сказочной.
Надежда и вера в прекрасное — вот главные эмоции, которые остаются после просмотра «Сказок Гофмана». Такие светлые, жизнеутверждающие фильмы необходимы современному кинематографу, как луч солнца в темном лесу необходим растениям для роста. Эту картину стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы прикоснуться к волшебному визуальному искусству.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Кинопоиск