НЕГОЖЕ АРТИСТАМ В ЗОЛОТЕ КУПАТЬСЯ, НЕ ТАК ЛИ?

В свете последних событий мы решили, что необходимо поговорить о двойственном отношении россиян к театру.

brSTng07faw.jpg

С одной стороны, всё не так уж и плохо. В среднем каждый третий россиянин посещает театр от трёх до пяти раз за сезон, и интерес к театральному искусству планомерно растёт. На многие спектакли регулярно раскупаются билеты, и в целом театр постепенно превращается в общедоступный, а не элитарный вид досуга. Всё больше зрителей открывают для себя современный театр, не ограничиваясь классическими постановками, всё популярнее становятся независимые театры, где режиссёрам предоставлена большая творческая свобода.

С другой стороны, люди всё ещё воспринимают театр как сакральное, но бесполезное в утилитарном обществе учреждение. В отношении профессии артиста у общественного мнения есть две крайности: артисты или превозносятся в ранг небожителей или порицаются за слишком лёгкую и праздную жизнь. Особенно в карантин стало заметно, что люди не склонны сочувствовать ни артистам, ни театрам в целом. Зачастую в социальных сетях можно увидеть предложения найти другую — более востребованную — работу или не жаловаться на маленькие зарплаты: мол, все так живут! Негоже артистам в золоте купаться, не так ли?

Откуда же взялось такое парадоксальное отношение к артисту? У этого явления есть много факторов. Один из них — известная мысль: «художник должен быть голодным». Этот афоризм настолько укоренился в общественном сознании, что спровоцировал появления стереотипа о том, что служители Мельпомены готовы питаться святым духом, только бы служить высокому и прекрасному. Возможно, и такие герои существуют — и это прекрасно, но рассмотрим более реалистичную картину: штат среднестатистического театра насчитывает несколько десятков человек, среди которых и артисты, и создатели спектаклей — это всё люди, у которых есть семьи, квартиры, базовые человеческие потребности, на которые нужны деньги. Сетование на то, что артист — бесполезная профессия, также неоправданно. Пусть мы и не ходим в театр каждый день, но когда идём, то ожидаем праздника, отвлечения от всех жизненных невзгод — но, к сожалению, забываем, что оправдать наши ожидания возможно только благодаря артистам и создателям спектаклей.

Кроме того, немаловажную роль играет и исторический контекст. В Европе в Средние века появление театра было потребностью простого люда, а уже впоследствии эту тенденцию подхватила знать и помогла в продвижении. В России, в отличие от Англии или Италии, театр был навязан «сверху» и сразу был воспринят как что-то европейское, высокое, а оттого и элитарное. Этот стереотип волочется за нами и по сей день. Это заметно в частых замечаниях о дороговизне театральных билетов (на самом деле, если вы не стремитесь в Большой, билеты в театр можно найти по цене не дороже похода в кино) и в распространённом мнении о том, что в театре нужно «окультуриваться». Возможно, это так, но едва ли много пользы принесёт насильственное «окультуривание». В театр нужно идти за эмоциями, за удовольствием — и обязательно по собственному желанию.

И нужно попросту уважать чужой труд, поощрять творческую свободу, ходить в театры (в средствах индивидуальной защиты), аплодировать на поклонах и не забывать о тех, кто вкладывает душу и силы в каждый спектакль. 

ph: Театр "ЦДР"
Текст: Полина Вагнер