Театр.doc

В споре рождается истина

Почему новое — это хорошо забытое старое
Вечер пятницы можно провести в клубе, на диване за просмотром сериала или в ресторане с друзьями. Режиссер Владимир Комаров предложил самый нестандартный вариант: посмотреть на одну из главных отечественных картин начала миллениума через призму шоу «Закрытый показ» с Александром Гордоном. Программа собирала в одном зале людей с противоположными точками зрения. «Закрытый показ» — олицетворение эпохи телевидения начала 2000-ых, когда в рекламных паузах крутили ролики про кока-колу, а в качестве гостей могли пригласить Алексея Балабанова или Ренату Литвинову. Сейчас ничего из вышеперечисленного в эфире нет.

После выхода на экраны кинолента «Груз 200» сразу стала противоречивой. В этом нет ничего удивительного. Изнасилование девушки перед ее мертвым женихом, чей труп доставили в цинковом гробу, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. В год выхода фильма зрители разделились на две категории: одни считали события вымышленными и воспринимали фильм исключительно как бред фантазии режиссера, а другие были уверены, что это большая метафора. Причем гениальная и основанная на реальности. Вопрос о том, как относиться к жизни, показанной на экране Балабановым, обсуждался экспертами в студии программы «Закрытый показ».

«Впервые я посмотрел этот фильм, когда мне было 14 лет. Он произвел на меня глубочайшее впечатление. После просмотра я замолчал на два дня», — вспоминает режиссер Владимир Комаров.
Спектакль проходил в формате аудиовербатим. Это означает, что у каждого актера в наушнике шла запись программы с живыми голосами участников «Закрытого показа». Мы уже писали об этом формате, который часто практикуют режиссеры ТеатраDoc, в частности, Владимир Комаров.

На площадке воссоздали студию «Закрытого показа». 15 стульев и состава из талантливых актеров достаточно, чтобы вернуться в то время, когда в кинотеатры стояла очередь ради шанса посмотреть «Груз 200». Как и на шоу, консерваторы в зале утверждали, что фильм не может претендовать на статус социально значимой картины. «Работа Балабанова оскорбляет российский народ, а подпись «основано на реальных событиях» вводит в заблуждение зрителя», — говорила в эфире бывший депутат Госдумы Светлана Савицкая.

Балабанов упоминал, что за основу взяты события из жизни его девушки. Тогда мало кто из критиков в это поверил. Лучшим доказательством документальности картины стало время. За примерами далеко идти не надо, достаточно открыть свежую криминальную хронику.
Владимира Ческидова задержали 1 августа этого года. Его обвиняют в том, что он 14 лет держал девушку в сексуальном рабстве. На глазах у своей матери Ческидов запирал Екатерину в комнате, заковывая ее в наручники. На суде пенсионерка сказала, что девушка была невесткой сына и «жила у них, как королева».

Мы бы многое отдали, чтобы фильм «Груз 200» действительно оставался исключительно художественной картиной. К сожалению, это не так. Нам это отчетливо показал в свое время Алексей Балабанов. Сегодня напомнил режиссер Владимир Комаров при поддержке ТеатраDoc.
Текст: Алевтина Сорокина