ИГРАЕМ «ДУРОЧКУ»!

Что первично: разум или любовь? Может ли любовь действительно преобразить человека как внешне, так и внутренне? Ответы на эти вопросы постарались дать студенты выпускного курса Театрального института имени Бориса Щукина, поставив на сцене учебного театра бессмертную пьесу Лопе де Вега. Мадрид, апельсины, солнце, кастаньеты… и всё это прямо в центре Москвы!

На улице холодно и снежно, и настроение такое же – зимнее. Однако всё меняется, когда ты попадаешь в Театральный институт имени Бориса Щукина, а точнее – в жаркий Мадрид Лопе де Вега, воссозданный на сцене учебного театра студентами выпускного курса Нины Игоревны Дворжецкой в спектакле «Играем 'Дурочку'!». Какая-то особая атмосфера ожидает зрителя ещё до начала спектакля: на сцене живой бэнд, исполняющий знакомые многим композиции. Среди них, например, «Искала» Земфиры и «Mon amour, mon ami» франко-швейцарской певицы Мари Лафоре. Стоит отметить, что музыка играет в постановке чуть ли не главную роль. Казалось бы: комическая пьеса в двух действиях, полноценное произведение, однако Анастасия Тереля – композитор и исполнительница одной из ролей – сумела придать произведению ещё больше объёма и выразительности благодаря музыке, сочинённой специально для спектакля. Гитара, пианино, барабаны, саксофон и чарующие звуки бар чаймс сопровождают постановку и служат неким связующим звеном между зрителями и тем, что происходит на сцене. Пальмы и разбросанные по сцене апельсины, которых становится всё больше по мере развития сюжета, также придают постановке особую прелесть.

Сюжет пьесы невероятно актуален несмотря на то, что «Дурочка» впервые была опубликована аж в 1617 году! Лопе де Вега создал яркие сатирические образы, изобличающие нравственные пороки общества, а молодые актёры под руководством режиссёра-педагога Валерия Михайловича Маркина перенесли их на сцену.
 

Итак, две сестры Ниса и Финея – дочери достопочтенного мадридца Октавио в исполнении невероятно талантливого Петра Кудрова – являются полными противоположностями друг другу. В то время как Ниса «учёна и тонка, касноречива и умна», Финея – «дурочка, к тому же невежественна, неуклюжа». Героини получились очень выразительными. Ниса в исполнении Вероники Дворецкой предстаёт горделивой красавицей, роковой женщиной, носящей солнцезащитные очки и поющей на испанском «Курю» Елены Ваенги. Кроме того, в голове почему-то невольно возникают мысли о синтезе таких персонажей мировой и отечественной литературы, как, например, Скарлетт О’Хара из «Унесённых ветром» и Вера из «Обрыва». Совсем другой мы видим Финею. Она, кстати, вовсе не является дурочкой как таковой. Это скорее наивный ребёнок, enfant terrible, который видит мир немного иначе. Вместо Ваенги здесь Макарена с её заводной мелодией и знакомыми каждому движениями. Антонина Писарева, исполняющая роль Финеи, совершенно очаровательна в этой детской непосредственности.

Не менее запоминающимися получились образы главных мужских персонажей. Страстный, знающий себе цену Лауренсьо и отчаянный Лисео совсем не похожи на своих избранниц, именно поэтому так интересно наблюдать за их взаимодействием. Отдельно хотелось бы отметить служанок и слуг ключевых действующих лиц. Эти четыре персонажа получились настолько колоритными (один рассказ Клары об окотившейся кошке, напоминающий выступления в кабаках, чего стоит), что каждое их появление на сцене становилось отдельным мини-спектаклем.

Говоря об этой постановке, нельзя не рассказать о том, как молодые актёры ломают четвёртую стену между ними и зрителем. Начать стоит с персонажа Анастасии Терели. Анастасия находится как бы вне постановки, она наблюдает за происходящим со стороны, общается с публикой, иногда подталкивая героев к тем или иным действиям, сочетая в себе образы студента и Мусино из оригинальной «Дурочки». Ангел – ещё один сторонний герой, воплощающий в себе все те эмоции, которые переживают зрители. Очень интересным является решение, связанное с персонажами Дуардо и Фенисо. Я уже упоминала о живом бэнде на сцене. Изначально кажется, что это просто музыканты, однако первое впечатление  обманчиво: Николай Тарасюк и Арафат Гогуев неожиданно оставляют саксофон и гитару, облачаются в незамысловатые костюмы и «превращаются» в друзей Лауренсьо. Один из самых ярких моментов – сцена во втором акте, когда Ниса говорит, что она устала, и просто ложится на сцену. В этот же момент приходит осознание того, что перед тобой уже не персонаж «Дурочки», а студентка выпускного курса. Четвёртая стена рушится окончательно, актёры выходят из образов, уговаривают Веронику Дворецкую вновь вернуться к роли Нисы, спорят, переживают из-за сорванного спектакля. Начинается полнейший хаос, а потом… со словами «Любовь! Ты истина и сила. Любовь! Ты щедрый дар небес. О сколько на земле чудес ты волшебством своим свершила» в зале появляется Финея. И ведь действительно: как по мановению волшебной палочки успокаиваются актёры на сцене, затихают зрители и все взоры обращаются на преобразившуюся героиню. Финея теперь совсем не дурочка, и эта метаморфоза у Антонины Писаревой поразительна. Таким вот необычным образом в постановке показана способность любви дарить гармонию, прозрение и счастье. 

Вообще, постановки учебных театров – что-то совершенно уникальное. Если вы хотите убедиться в этом сами, то у вас ещё есть возможность увидеть спектакль «Играем 'Дурочку'!» 26 февраля и 14 марта.

Ph: Театральный институт имени Бориса Щукина

Текст: Анна Каревская

Мы в социальных сетях:

1516920571instagram-png-instagram-icon-1
twitter1600_edited.png

Почта для сотрудничества:

БЕС КУЛЬТУРЫ (С) 2020