Театр на Юго-Западе

А теперь следите за руками

И карты не отпускают их до тех пор, пока сами не сочтут это нужным. И неизвестно еще, кто кем играет
Хорошо поставленный спектакль, мастерски разыгранный для одного человека, – это и есть постановка «Игроки» Олега Анищенко для любого числа зрителей.

В первые же секунды спектакля зрителям раскрывают все карты и буквально, и фигурально. И это честно: многие, кто приходит на спектакль, скорее всего, уже читали «Игроков» Гоголя, и для них не секрет, чем же закончится эта партия. А для тех, кто не знает, дается подсказка, в которую верится мало: как все может закрутиться именно так?
Мы видим историю глазами главного героя – молодого, самоуверенного и готового рисковать всем шулера Ихарева (Владимир Курцеба). Он верит, что если не весь мир у его ног, то вот этот город, вот этот дом, вот этот карточный стол уж точно. У него есть даже не козырь в рукаве, а целая колода, имя которой Аделаида Ивановна, с которой, как ему верится, он способен на все. Он уверен, что ему везет во всем – в жизни, в картах, в том, чтобы встретить в одном месте и колоритную шулерскую троицу, и туго набитый кошелек в человеческом обличии. Даже двух.

И начинается Большая Игра. На сцене творится настоящая битва, обычная игра в карты превращается в поединок, где нельзя верить никому и ничему – ни одному из персонажей, ни своим глазам, ни своим ушам. Однако комедия, веселая и поучительная, медленно, но верно становится настоящим триллером, показывающим, что если кажется, что ты самый умный в комнате, то стоит себя перепроверить. А еще периодически плевать через левое плечо, мало ли какая нечисть с тобой сейчас говорит.
Это удивительное чувство – выходить со спектакля, где главный герой оказывается ненадежным рассказчиком не по своей воле. Оно же и заставляет оглянуться вокруг: а, может быть, совы действительно не те, кем кажутся?

Атмосфера спектакля под стать сюжету – затягивающая и мистическая. Колода карт – длинноволосые, инфернальные, пугающие и в то же время манящие женщины, кружащие голову и затягивающие в безумную игру своими взглядами, жестами. Каждое их появление – будто бы попытка утянуть и героев, и зрителей в Навь, туда, откуда нет выхода. Впрочем, позже становится понятно, что персонажи уже давно нырнули туда, еще в тот момент, когда впервые взяли в руки колоду, чтобы сыграть по-настоящему. И карты не отпускают их до тех пор, пока сами не сочтут это нужным. И неизвестно еще, кто кем играет. Мы словно со стороны смотрим на олицетворение куража, захватывающего каждого игрока, стоит только первой карте коснуться поверхности стола.
Все вокруг работает на это ощущение куража – мистический фолк, дающий ощущение страшной русской сказки, завораживающая хореография, где танцы больше похожи на ритуал, яркий и контрастный свет, дополняющий всю эту безумную симфонию.

Стоит отдельно отметить звуковое оформление. Песни Инны Желанной, звучащие в спектакле, как нельзя лучше отражают неповторимые гоголевские настроения, чуть потусторонние, отрывающие от реальности. Они вносят ту долю мистики, которая одновременно и оставляет нас в привычном циничном мире, и приоткрывает завесу того необъяснимого, что может случиться с каждым.

И все это складывается в сказку – мрачную, взрослую, по-настоящему гоголевскую, из которой каждый вынесет свой урок.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Екатерина Терентьева, Анастасия Журавлева