КИНО

Комфорт плюс Юра Борисов

О нюансах профессии таксиста
Детективный триллер «Кентавр» режиссера Кирилла Кемница задолго до выхода в кинотеатрах стал одной из самых ожидаемых картин года. И, кажется, дело не совсем в имени Юры Борисова, сыгравшем здесь главную роль. Фильм уже нарекли отечественным «Драйвом», а некоторые издания добрались в сравнениях и до культового «Таксиста»: комплимент явно приятный для съемочной команды, ведь за плечами ее некоторых членов были провальные (и даже очень) проекты. Как когда-то в историю поверил продюсер Илья Найшуллер, в «Кентавра» поверил российский зритель.
Покатаемся по городу. Отвези меня, пожалуйста…

Ночь. Улица. Фонарь. Такси. За рулем машины угрюмый водитель Саша (Юра Борисов). Таксует парень исключительно по ночам, ведь, по словам героя, днем «пробки, люди», а еще в темное время суток «сложнее притворяться». Будни работяги похожи день/ночь сурка: отключить раздражающий звук будильника, принять душ, позавтракать за просмотром «В мире животных», засыпать в термос какой-то странный порошок, завести машину, расстелить целлофан в багажнике и можно выезжать. А вот с этого момента поподробнее…Вас ничего не смущает? Что скрывает с виду простой таксист?

Появление в салоне авто Лизы (Анастасия Талызина) – представительницы другой ночной профессии – приоткрывает завесу тайны. Девушка просит, разумеется, за хорошую сумму повозить ее по городу, на что Саша после недолгих раздумий соглашается. На самом деле, Лиза – живая приманка для опасного маньяка, охотящегося на проституток. Будучи под колпаком жесткого «решалы» в исполнении Сергея Гилева, она должна проверить Сашу, ведь именно он – главный подозреваемый.
Ограничения по скорости

Если включить двухминутный трейлер «Кентавра», складывается ложное впечатление, что все 100 минут мы будем наблюдать за типичным экшен-кино. Напротив, фильм Кремница «разгоняется» довольно продолжительно. И к удивлению, за этими малыми скоростями наблюдать значительно интереснее.

В роли детектива здесь выступает не гениальный сыщик-стратег, а Лиза. Пространства для ведения расследования у нее не так много, поэтому главным инструментом становится живой диалог. Тут-то и начинаются американские горки, захватывающие в эмоциональном плане сильнее тривиальных погонь, драк и перестрелок. Каждая всплывающая улика против таксиста, с одной стороны, приближает к ответу, с другой – запутывает детективный клубок еще больше. Кажется, что фирменная мальчишеская улыбка Борисова не способна напугать, но «Кентавр» раскрывает в ней жуткие грани.
Центральный дуэт затмевает и затуманивает

Самая главная находка режиссера – актерский дуэт Борисова и Талызиной. Ирония, но им беспрекословно веришь и одновременно не доверяешь их героям до последнего. Все усилия съемочной группы, очевидно, направлены на «строительство» максимально обаятельных и интригующих персонажей, за спинами которых можно удачно скрыть несовершенства. Эффектные операторские решения с необычными ракурсами в приглушенной ночной съемке, заигрывающие остроумные диалоги – всем этим одаривают только Сашу и Лизу.

В касте фильма есть и другие заметные фамилии: Сергей Гилев, Григорий Верник и Ксения Кутепова. Но их во многом клишированные образы «проезжают мимо», лишь «подрезая» центральные.
Причем тут мифология, или Акцент на «социалочке»

«Кентавр» не был бы столь запоминающимся триллером, если бы не его замаскированный социальный подтекст. Бедный водитель-инвалид с предварительным статусом маньяка и отчаявшаяся проститутка – изгои общества – встречаются, чтобы переосмыслить свою жизнь. Так и пытаются раскусить друг друга эти два одиночества. Мифологическое название фильма – довольно ясная аллегория: кентавры имели голову и торс человека на теле лошади, что отсылает к проблеме с ногами у Саши. Но также эти мифические существа принимали активное участие в войнах, грабеже и насилии, а что предпочитает наш молчаливый водитель предстоит разгадать зрителю. А затем обязательно оценить поездку.
Текст: Аполлинария Захаренко
Фото: Кинопоиск, Film.ru