КИНО

Посадил дед фрактал-кукумбер…

Позабыты хлопоты, остановлен бег; вкалывают роботы — счастлив человек
История создания «Кибердеревни» берет начало в 2020 году, когда Youtube-канал Brichpunk запустил серию роликов про киберпанк, который мы заслужим, если у нас будут золотые руки и немного фантазии. Под зажигательные русские кибернародные песни («Полетели коптеры, полетели сизые» остается мегахитом моего сердечка) коровы с QR-кодами, фрактальные огурцы, андроиды-доярки и роботы-трактористы становятся не смелой фантазией, а обыденной реальностью.

Спустя три года микроистории о кибердеревне собрались в одну большую, обзавелись скелетом связи между персонажами и обросли плотью подробностей и деталей. Теперь это обаятельный роуд-муви в сай-фай декорациях про марсианского фермера Николая (Сергей Чихачёв), который вместе с семьей и роботизированным хозяйством оказывается в нелегком положении. Его бывший друг и соратник, а ныне наглый и самоуверенный хозяин крупной корпорации Барагозин (Григорий Скряпкин) решает построить на месте деревни огромный завод и прилетает на ферму вместе с рабочими. В результате роковой случайности разум Барагозина перемещается в тело робота-уборщика (Сергей Бурунов), и теперь заклятые друзья вынуждены объединиться с целью своим ходом добраться до Земли, чтобы один вернул разуму тело, а второй защитил свой дом.
Первое, что радует глаз и греет сердце — колоритность персонажей и окружения. Из фермера Николая и робота Кости, который из-за слияния с разумом Барагозина получил прозвище «Робогозин», силами чуда сценарного и двух Сергеев — Чихачёва и Бурунова — сложился замечательный драмедийный дуэт. Поскольку львиная доля экранного времени отводится исключительно их взаимодействию, именно эти герои удерживают зрителей у экранов. И получается у них отлично! Персонажи забавно и душевно переругиваются и спорят, а в следующей сцене кто-нибудь из них да скажет такую фразу, что не грех и андроиду слезу пустить.

Несмотря на то что фокус зрительского внимания явно смещен на двойку главных героев, персонажи второго плана не менее яркие и вызывают целый спектр эмоций. У Николая просто замечательная семья: трогательно любящая и отважная жена Надя (Ольга Жевакина) и две совершенно разные по характеру и увлечениям дочки — модница Марина (Влада Лукина) и находчивая изобретательница Людка (Маргарита Силаева). Несмотря на то что вместе они соберутся только в начале и в конце первого сезона, их связь ощущается даже на расстоянии в несколько световых лет. Надя не сбегает из дома, который постепенно становится все более непригодным для жизни, а продолжает начатую мужем борьбу с захватчиками. А письмо, которое Николай в пути пишет жене и дочкам, заставило меня разрыдаться от умиления.
Но дело не только в том, о чем наши герои, но и в том, какие они. Андроиды выглядят так, будто куча вещей, которые не выбрасываются, а убираются на балкон и антресоли с мыслью «когда-нибудь пригодится», наконец дождалась своего часа. Любой стоп-кадр с Робогозиным вызывает синестезию: смотришь на картинку, а слышишь скрежет и скрип, с которым он будет двигаться. И это здорово работает не только на атмосферу чисто русской кибернетики и комедийную составляющую, но и на смысловую часть истории. Именно поэтому роботы здесь не выглядят как бездушная машина для убийств, которая уже давно перегнала создателей в развитии и теперь ждет удобного момента, чтобы стереть человечество с мирового чистовика. Андроиды имеют свои слабости, чувствуют отношение к себе, способны обижаться и проявлять комплекс более сложных эмоций, и их внешний вид это подчеркивает. И потому, когда Барагозин парадоксальным образом становится человечнее в тот момент, когда его сознание этой человечности лишается и оказывается запертым в теле андроида, в это верится куда легче, чем если бы на месте нашего робота была списанная не точь-в-точь версия Терминатора или эффект зловещей долины в миниатюре.
Как роботы в «Кибердеревне» собраны из неочевидных частей самых разных вещей, так и структура сюжета представляет собой конструктор из отсылок ко всему мировому кинематографу разом. Вот супруга Николая распекает его за очередной купленный коптер прямыми цитатами из фильма «Любовь и голуби»; вот вид на планету в миниатюре, напоминающий Эго в «Стражах Галактики»; вот Робогозин в свитере из «Афони», невероятно похожий на пиксаровского Валли; вот герои топают по марсианскому песочку, и этот кадр так и просится в очередную экранизацию «Дюны». Но за оммажами признанной киноклассике — от «Чужих» до «Кин-дза-дза» — оригинальная история не теряется и не превращается в фестиваль повторения уже высказанных кем-то истин. Это тот случай, когда отсылки к российскому кино необходимы, а к зарубежному — неизбежны.

Сюжетные конфликты интересны тем, что на первый взгляд кажутся бытовыми и немного «нефантастическими» в привычном понимании. Антагонисты — обычные люди (и необычные голограммы) с простыми и понятными мечтами: подняться по карьерной лестнице, остаться с любимым человеком, расширить территорию корпорации. Но дальнейшее развитие сюжета раскрывает их настоящий масштаб. Для кого-то повышение по службе окажется сродни желанию мирового господства. Кого-то убедят, что быть с любимым возможно только в случае маленького предательства, которое впоследствии повлияет на целое человечество. А постройка завода на месте деревни очень похожа на захват Марса целиком, ведь других поселений, кроме фермы Николая, там нет. Финал уверенно анонсирует продолжение истории — все злодейские планы сконцентрировались в одно время в одном месте, и как с этим справятся наши герои, узнаем в следующей серии.
Признаюсь, при просмотре первого эпизода «Кибердеревни» мне показалось, что нарратив избыточен и в формате коротких бессюжетных роликов история выглядела лучше. Но чем дальше развивался сюжет, тем сильнее я убеждалась в ошибочности своего первого впечатления, чему я несказанно рада. «Кибердеревня» — добрая и ностальгическая, в чем-то наивная, но от этого не менее осмысленная фантастическая сказка. Эта история рассмешит вас до коликов, а через минуту растрогает до слез. И вы совершенно точно захотите себе фигурку Робогозина!
Текст: Радистка Кэт
Фото: Кинопоиск