Московский театр оперетты

князь серебряный

Есть только судьба
Возвращаясь, мы рисуем себе картины идеального будущего – непременно светлого и простого, без лишних драм. Князь Серебряный тоже возвращался домой. В место, которое помнил и которое любил все те годы, когда был в разлуке. Но приехал он в мир намного более мрачный, чем тот, из которого уезжал. И только Елена – его путеводная звезда – осталась вечным ориентиром.

26 ноября в Театре Оперетты состоялась премьера мюзикла «Князь Серебряный», в основу которого лег одноименный роман Алексея Толстого. Сюжет спектакля, конечно же, разительно отличается от литературного источника, но это его ничуть не портит. Наоборот, благодаря литературному таланту Карена Кавалеряна либретто получило стихотворную форму, а в сюжете появилась новая мистическая линия.
Судьба у мюзикла оказалась непростая – менялись режиссеры, балетмейстеры и даже композитор, а для того, чтобы идея стала премьерой, потребовалось семь лет работы. Но свершилась история в руках Валерия Архипова, став настоящей сказкой – яркой, светлой и захватывающей. А музыка, написанная Аркадием Укупником – простая, но такая цепляющая, – переплетается с хореографией, создавая ощущение волшебства в каждом движении.

С самого начала перед нами распахиваются двери – в буквальном смысле, первое, что видит на сцене зритель – это огромные, уходящие ввысь золотые ворота, – ведущие ко двору Ивана Грозного. Личность этого царя уже многие годы является поводом для исторических дискуссий, но тут им не место. В мюзикле Иван Грозный выступает фигурой властной и категоричной, но обремененной тревогами о своем будущем. И если сначала его опасения вызывают лишь ухмылку, а ворожея, кажется, единственная, к кому царь действительно прислушивается, является персонажем незначительным, то развязка сюжета заставляет изумленно вздохнуть.
Основная сюжетная линия – любовный треугольник между князем Серебряным, его возлюбленной Еленой и Вяземским. Последний не оставляет попыток добиться понравившейся женщины – его не останавливает ни ее муж, ни мораль, ни нежелание самой Елены даже видеть ненавистного опричника. Он даже обращается к темным силам – жажда обладания настолько велика, что для него нет никаких законов.

И тут сюжет делает неожиданный поворот. Осмысление дихотомии добра и зла, неотделимость одного от другого и роль судьбы – все это в новой сюжетной ветке, целиком и полностью принадлежащей перу Карена Кавалеряна. Линия двух сестер – лесной ведьмы, которая изначально предстает нам как нечто мистическое, неуловимое и загадочное, и ее кровной сестры – той самой ворожеи при дворе Ивана Грозного. Между сестрами мистическая связь, они – одно неделимое целое. И в какой-то момент ты осознаешь: нет ничего абсолютно черного и абсолютно белого. Есть только судьба.
И вот они запускают цепь событий, сталкивающих противников лбами, вытаскивающих наружу то, что тщательно пряталось – от царя, от людей вокруг, даже от самих себя. И князь с достоинством принимает этот бой, возможно, самый сложный в его жизни. Он теряет близких и не видит возможности быть рядом со своей любовью, но не позволяет этому сломить себя. Он продолжает бороться и готов идти до конца, не отступая ни на шаг. И, возможно, только эта вера в любовь, в его Елену, дает ему силы.

Колеса судьбы крутятся, герои оказываются в водовороте событий – предательства соседствуют с настоящей и искренней дружбой, благородство с хитростью, а утраты с радостью долгожданной встречи. И все это происходит в немыслимых декорациях, сменяющих друг друга за считанные мгновения. Мрачный темный лес, в который сложно добраться не только человеку, но и солнечным лучам – они застревают где-то в кронах вековых деревьев, оставаясь лишь молчаливыми наблюдателями. Огромные железные клетки, в которых герои оказываются заперты – метафорически или реально. Величественный тронный зал, в котором вершатся судьбы. Все это – место для танцев, батальных сцен и трогательных признаний.
Не стоит ожидать от мюзикла исторической достоверности, да она там и ни к чему. Это добрая, трогательная, а главное цельная история о людях и судьбе. О том, что даже в самые темные времена, когда кажется, что нет шанса на спасение, нужно оставаться верным себе и своему слову.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Московский театр оперетты