Театр на Таганке

Как любопытство сгубило кошку

«Неважно, когда ты умираешь. Важно, что это навсегда»
Премьера спектакля «Черная кошка, белый кот» в Театре на Таганке была громкой. По иронии, это полностью соответствует духу самой постановки: клоунские костюмы с вытянутыми носами обуви, карикатурные герои и яркие декорации. Сюжет трагикомедии идет из жизни балканских цыган, где любви молодых препятствует старшее поколение; тут же зритель вспомнит, как минимум, самую известную историю с такой же завязкой. Другой взгляд на вечный конфликт отцов и детей, а еще смех сквозь слезы в постановке Юрия Муравицкого.
Из кино на сцену: как изменить формат, но сохранить суть

Схожести спектакля с «Ромео и Джульеттой» Шекспира на этом (не) заканчиваются. И если бессмертная классика переносилась на сцену из книги, «Черная кошка, белый кот» – это фильм известного режиссера Эмира Кустурицы. На Венецианском фестивале картина получила не только любовь зрителей, но и награду «Серебряный лев». Не разочаруем фанатов Кустурицы: спектакль во многом сохранил насмешливый тон фильма. Но трудно отрицать авторское виденье режиссера, который не боится экспериментировать ни с одеждой героев, ни с декорацией пространства. Впрочем, сегодня постановка пришлась по душе зрителям явно не хуже, чем кинокартина в 1998 году.

В центре истории – молодой юноша Заре (Алексей Финаев-Николотов), который не хочет жениться по указу родителя. Не стоит сразу видеть в отце тирана и деспота. Опытного афериста Матко (Роман Колотухин) подставляет чуть ли не самый опасный цыган в таборе. Дадан (Алексей Гришин) убеждает украсть цистерны с бензином и пророчит невероятный успех, но на самом деле вгоняет дельца в условия безжалостного долга. Выход только один – свадьба с сестрой мафиози Дадана, которая может связать две семьи. Матко давит на своего сына. «Правильный выбор» очевиден всем, кроме Зарие.
И грустно, и смешно

Итак, в заявленной на афише трагикомедии первая часть успешно найдена. Встает вопрос: в чем комичность, если завязка действия, на первый взгляд, вообще не вызывает у зрителя смех? Приемов много. Один из главных – это разрушение четвертой стены с залом. Герои как бы подмигивают зрителю со сцены, осознавая, что являются действующими лицами в постановке, а не реальными людьми. Например, когда влюбленные Зарие и Ида (Юлия Стожарова) наконец-то сбегают в лодке со священником, чтобы обвенчаться, разыгрывается диалог:

– Где же ваши свидетели?

– Да вот же зрители!

А в другом эпизоде уже Матко спрашивает у девушки из зала, куда он положил деньги, приготовленные для сделки с Даданом. Связь между зрителями и героями настоящая, несмотря на то что обыгрывается всегда шуточно. Основные лица постановки могут даже ходить по залу, превращая спектакль на сцене в интерактивное представление за ее пределами.

Костюмы, декорации в блестках и современные песни делают происходящее больше похожим на цирк, но исключительно в лучшем смысле этого слова. В спектакле есть все компоненты для такого выступления, даже Зарие однажды появляется на моноцикле.
Есть такая наука – любить

Впрочем, все вышеперечисленное не мешает погрузиться в жизнь молодых героев Иды и Зарие (той самой черной кошки и белого кота), Афродиты (Анастасия Захарова) и Грга-старшего (Максим Трофимчук). Любовь для них – это всегда испытание, а награда представляет из себя освобождение от гнета старшего поколения. За громкими словами «отцов» на самом деле нет ничего достойного: Матко поддается уговорам мафиози и скрывает смерть своего отца, чтобы не откладывать помолвку сына. Дадан не слушает младшую сестру Афродиту, которая не хочет выходить замуж. Он смеется над ее мечтой «встретить того самого», фактически воспринимая девушку исключительно как очередной актив в бизнесе. Даже когда она встречает Гргу-старшего, цыган отказывается давать благословение их счастью.

Но нет проблемы, которую не могут решить пара пистолетов… или любовь двух людей, которые решили пойти против всего мира. Несмотря на то что клоуны обычно выставляют грустные истории смешными, конкретно у этой безусловно хороший конец. Кошку воскресила любовь – и теперь мы точно знаем, какого цвета была ее шерсть.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: сайт театра