театр Пушкина

Космос внутри

Любовь отрывает от земли, но до орбит планет не доносит
«Город Бугульма, весна, слякоть», — произносит голос молодого парня из конструкции на сцене, напоминающей пробитый глобус. Вот в таких декорациях будет происходить история школьной учительницы Татьяны Викторовны Гизатуллиной (Виктория Исакова). Каждый ее день похож на предыдущий: уроки английского в местной школе (непонятно, насколько полезные), обсуждение сплетен маленького городка, просмотр вечером «Девяти с половиной недель», после которых снится то ли Микки, то ли Джонни, требующий борща в три часа ночи. Борщ просил на самом деле непутевый сын Андрей (Антон Гращенков), которому уже двадцать два года, а он занимается музыкой и собирается со своей группой на фестиваль в Альметьевск. Мужа Татьяна похоронила двадцать лет назад и рьяно чтит его память. Пусть он бил ее и пил нещадно, а закончил пусть не как большинство одноклассников, передозом, но все равно рано оказался на кладбище. Она же его любила. Любила ведь? А может быть, единственным, кого любила школьная учительница, был ее одноклассник Сергей, который сейчас — известный космонавт, планирующий перед третьим полетом в космос навестить родную Бугульму?.. И Татьяна отрывается от земли, улетая в свой собственный космос Любви…
Первый акт спектакля напоминает своим темпом какую-нибудь комедию из разряда авторского российского кино, которое показывают на фестивалях. Быстрые смены мизансцен есть, забавные шутки есть, «русская тоска» есть, даже Виктория Исакова — и та постоянно на, хочется сказать, экране. Вся школа готовится к приезду важного гостя. Директор Эдуард Владимирович (Сергей Ланбамин) щепетильно руководит подготовкой школы к такому знаменательному событию. Его персонаж — прямо такой карикатурный исполнительный руководитель. Учительницу музыки Надежду Марковну (Ирина Бякова) тоже всякий видел в своей школе — та самая, которая вцепилась в одного артистичного ребенка и везде демонстрирует его талант. Есть место и для угрюмого физрука Гургена (Сергей Миллер), безнадежно влюбленного и безнадежно отвергаемого Татьяной. Пространства для шуток очень много, и режиссер Алексей Житковский умело его использует. Как потом оказывается — даже чересчур умело.
Второй акт по настроению прямо противоположный первому. Он одновременно и лирический, и трагический, и даже немного упаднический. Гость из космоса остался куклой-бутафорией, любовного воссоединения с мальчиком, который разломил на черчении дорогой чешский карандаш, не произошло. Первый акт заканчивается тем, что Татьяна на всю Бугульму признается в любви к Сергею. Теперь, спустя двадцать лет, на месте изгоя — она сама. Подруга Гуля (Наталья Корогодова) знать ее не хочет, в школе все сторонятся, даже сын, самый родной человек, отказывается от матери, которая вознеслась слишком высоко к звездам. Татьяне остается только телевизор с престарелым видеомагнитофоном, где Джонни-Микки в фильме «Девять с половиной недель» всегда вери хангри. Считай, осталась у разбитого корыта. Сын потом, хорошо, вернулся — только в руках держал повестку в армию. Так, под аккорды вечной «Where is my mind», спектакль и заканчивается.
Героиня Виктории Исаковой, несмотря на свою некую карикатурность, может срезонировать с целым залом. Многим из нас на самом деле из всех благ мира нужна она — Любовь. Мы хотим любить и быть любимыми, отчаянно хотим, и это чувство присуще всем — и космонавтам далеко от шарика под названием Земля, и учительницам английского в маленьких городках, и непутевым музыкантам — всем. Кажется, что в Любви мы найдем свой Космос и тогда все звезды будут сиять для нас. Однако не стоит забывать, что в космическом пространстве есть еще и черные дыры, и в попытке поймать сияющую звезду можно попасть в ту, которая уже умирает.
Текст: Ксения Сластен
Фото: театр Пушкина