театр ермоловой

Не выгорело: мюзикл про крематорий

Меньше страха — больше праха
С оживленной Тверской залетаешь в элегантное бирюзовое здание театра Ермоловой, садишься в зал, от обилия красного бархата в котором немного рябит в глазах. Но вместо традиционного бордового занавеса с изящным силуэтом основательницы — безвкусный постер о концерте какой-то певички с пышными формами в Кремлевском дворце. Такая замена оправдана, ведь на сцене в ближайшие почти два часа разворачивается история крематория «Крем» в новом эксперименте театра — мюзикле в виде черной комедии от режиссера Алексея Золотовицкого.

Молодую перспективную артистку (Наташа Горбас) бросил муж (Борис Миронов). Вернее, это она его бросила, но теперь должна ему огромную сумму денег. Как же ее заработать? Да легко, через его же подарок — итальянскую тратторию «Крем»! Воодушевленная новоиспеченная предпринимательница уже готова вступить в права ресторатора, но вдруг оказывается, что в «траттории» есть только печка, странный пианист Рихтер (Александр Кудин), бойкая (слишком) SMMщица Милана (Стася Милославская) и работник Зураб (Шариф Абдул). С таким составом успешную пиццерию не построишь. Но талантливые люди талантливы во всем, в том числе и в придумывании бизнес-идей. И из перспективной траттории было решено сделать перспективный крематорий, фишкой которого будет индивидуальный подход! Но бывший муж, как и всякое зло, не дремлет и в любой момент может нарушить идиллию горячего местечка.
Идея, казалось бы, огонь. Провокативная, интересная, яркая. И в то же время на ней очень легко прогореть. Может быть слишком много черного юмора для консервативной публики, или слишком много традиционного для тех, кто пришел за чем-то принципиально новым. Если не выдержать баланс — все обратится в пепел во всех смыслах. А может, просто получится что-то странное, про что очень сложно сформировать свое мнение, потому что что-то получилось очень хорошо, а что-то — похуже.

Так случилось и с «Кремом». К чему не придраться — это к общему качеству спектакля. Запоминающиеся декорации, яркие костюмы под каждого персонажа, интересные игры со светом, хорошие песни и танцы, которые становятся еще лучше из-за актеров, что их исполняют. От немюзикловых артистов не ждешь многого, но они доказали, что могут все, что угодно. Когда смотришь на них, нельзя не сказать эту набившую оскомину фразу, что они «выложились на сто процентов». Потому что они действительно это сделали. Актеры поют и танцуют так, как будто за их плечами десятки мюзиклов, они энергичные, живые и очень органичные в своих ролях. И оттого грустнее, что иногда их талант оказывается слишком большим для того, что они играют.
Обитатели веселого крематория «Крем» кажутся смешными первые минут двадцать. Понятно, что они персонажи, во всех смыслах этого слова, и по правилам черной комедии они и не должны напоминать прохожих с той же Тверской, которая живет за окнами театра, но с карикатурщиной произошел перебор. Когда Милана опять начинает истерить и сорить непонятными терминами из SMM-сферы, а Зураб — припоминать свое бесконечное генеалогическое грузинское древо, по залу проносится уже не смешок, а скорее усталый вздох. Учитывая, что зрителю не дается время в виде антракта, чтобы опомниться от происходящего, под конец спектакля уже перестаешь персонажам сопереживать, просто хочешь, чтобы все это закончилось как можно не бредовее. А это минус, потому что ближе к финалу сюжет из черной комедии превращается в слезливую мелодраму с кучей любовных линий, персонажи становятся человечнее и мягче, и хочется им сопереживать, но свежи воспоминания об их картонности и нелепости в самом начале.
И здесь можно написать про главный минус постановки — она неровная. Из-за того, что планка черной едкой комедии держится не до конца, эксперимента не хватает, поэтому у искушенного зрителя может появиться скука, а любители традиционных спектаклей испугаются провокационного наскока первой части и уйдут совсем — как, собственно, и происходило на показе. Даже забавно получилось — вот все, кто не любит драйв и черный юмор, ушли и как будто бы забрали то, что им не нравится, с собой.

Как итог, «Крем» в театре Ермоловой можно рассматривать с двух сторон: как мюзикл и как черную комедию. Как мюзикл — все хорошо: песни везде играют к месту, их хорошо поют, они довольно цепляющие и, кажется, не могут надоесть даже заядлому хейтеру подобного жанра. Как черная комедия — имеются вопросы. А если соединить это все вместе, то в остатке получается спектакль среднего качества, который может дать любую эмоцию, от дикого восторга до горького разочарования.
Текст: Ксения Сластен
Фото: театр Ермоловой