КИНО

Слепая сцепка

Что получится, если вместо стандартного спортивного байопика снять артхаус о внутренних переживаниях?
Что получится, если вместо стандартного спортивного байопика снять артхаус о внутренних переживаниях? Выйдет полнометражный дебют Александры Лихачевой «Крецул», исследующий дружбу молдавского дзюдоиста Олега Крецула и его тренера Виталия Глигора на почти подсознательном уровне.

Фильм далек от документальности (в изложении фактов) и не стремится воспевать мужество и упорство на пути к победе, как обычно бывает в фильмах вроде «Движения вверх». В центре внимания и режиссера Александры Лихачевой, и оператора Мариуса Пандуру («Безумное кино для взрослых») — незримая связь двух друзей, существование которых взаимозависимо.
Олег Крецул (Никита Волков), чья фамилия и есть название фильма, появляется на экране далеко не сразу. Камера ведет нас за спиной его друга и будущего тренера (и поводыря) Виталия (Сергей Волков). Как и многие в 90-е, он и его семья живут довольно бедно на окраине Кишинёва. Из всей семьи работает только отец (Андрей Порубин), да и того вскоре увольняют с фабрики. Все свое свободное время Виталий проводит на тренировках дзюдо и с друзьями вроде Слона (Владимир Гарцунов), классическими мутными пацанами в спортивках.

Его друг Олег, напротив, только что вернулся после международных соревнований с победой. В Кишинёве его ждет невеста Света (Любовь Теслару), свадьба с которой показана зрителю в стиле домашнего видео на старых кассетах. Однако светлое будущее и домашний уют в буквальном смысле разбиваются о КАМАЗ, Света погибает, а Олег слепнет. Казалось бы, будущего нет и не будет. Тут на выручку приходит сила дружбы, и Виталий берется без лишних разговоров вытягивать друга из отчаяния. Так, дружба превращается в болезненный симбиоз, в котором оба либо погибнут, либо поднимутся.
Интересно, что пусть зрителя и ведут буквально за плечом этого дуэта, от этого зрение не становится яснее. Мы стоим на два шага дальше и не видим, что скрывается за дверью комнаты, за фигурой Крецула. Мы не слышим длинных фраз, лишь неловкую разговорную речь мужчин, которые не привыкли выражать свои мысли и эмоции словами. Понимание внутреннего конфликта приходит во многом благодаря актерской работе Никиты и Сергея (как будто одна фамилия и правда заставляет их работать на одной волне). Все реальное действие — не в череде локаций и событий (они скорее монотонны и однообразны), а в паузах между подколами, в смене эмоций на лицах, во взгляде, движениях относительно друг друга.
В «Крецуле» так и не удастся заглянуть за затылки героев прямо им в души и до конца понять механизм этого странного братства. Несомненно, это созерцающее кино от выпускницы мастерской Алексея Учителя тяжело смотреть как кино о спорте, потому что оно скорее о природе человеческих отношений, не всегда подчиняющихся четкому объяснению. Главное — не видеть глазами, но почувствовать сердцем.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск