ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ 

Хороший русский блокбастер – возможно ли это? Разбираемся на примере лидера новогоднего кинопроката.

IMG_3778.JPG

Во всём жанровом разнообразии, который может предоставить российский кинематограф, кажется, не может найтись место блокбастерам. Однако это утверждение не совсем верно. Пример тому – серия фильмов «Последний богатырь». Идея масштабного фэнтези по мотивам русского фольклора поначалу может быть воспринята с некоторым скептицизмом, но при ближайшем рассмотрении зритель может изменить свою точку зрения.

Главного героя ожидаемо зовут Иваном. Но он не такой уж дурак, как можно подумать: герой зарабатывает на жизнь хитростью и обманом, притворяясь экстрасенсом. Занятие очевидным и весьма обыкновенным мошенничеством, а также простое земное происхождение снимает с персонажа статус «героического», «эпического» и уравнивает его со зрителем. Это позволяет нам без труда вместе с Иваном проходить все перипетии сюжета.

IMG_3779.JPG

Собственно сюжет построен по принципу «попаданчества»: Иван переносится из привычной современной Москвы в сказочный мир Белогорья и тут же обнаруживает себя избранным, последним богатырём, который должен спасти мир от глобального зла. Адаптироваться к новым реалиям герою приходится на ходу, что становится источником взаимодействий с окружающим миром и персонажами.

Мотивация героя и его личность раскрываются перед нами по ходу действия кино. Те или иные качества, выявляющиеся в Иване, помогают ему преодолевать встречающиеся на пути испытания, будь то какой-нибудь сказочный монстр или следующие по пятам охотники за богатырями. Персонажа нельзя назвать топорным или плоским, он вызывает симпатию, в том числе и за счёт некоторых негативных черт и слабостей. Проделанная героем дорога оборачивается для героя внутренним развитием, не держит его на одном месте. Иван вынужден меняться в лучшую сторону для исполнения выпавшей ему миссии.

IMG_3775.JPG

Фильм наполнен колоритными второстепенными персонажами. Вокруг Ивана неизбежно формируется команда по спасению мира, вместе с которой герою приходится уживаться. Что любопытно, на стороне добра выступают канонично негативные персонажи: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Зло оказывается тоже не так однозначно и очевидно. В сюжет включена и любовная линия Ивана и девушки Василисы, которая в этой сказке не простая «принцесса в башне», а вполне самостоятельная и сильная личность, что не может не радовать в контексте современного запроса на независимых женских персонажей

IMG_3776.JPG

Отдельное внимание стоит уделить и месту действия. Авторы учли свойственный зрителю интерес к исследованию вымышленных миров. Белогорье – это мир, вобравший себя все элементы народного фольклора, мифов и сказок. Сюжет позволяет нам заглянуть в разные его уголки и столкнуться с существами, его населяющими. Отдельной находкой является сплетение между собой двух параллельных реальностей. Фильм балансирует между нашим миром и сказочным, элементы одного переносятся в другой и обратно. Это является чуть ли не основным источником юмора картины. Жители Белогорья занимаются знакомыми нам вещами, например, устраивают в своём мире аналог олимпийских игр, а Иван отказывается расставаться с удобствами 21 века, ставит в избу вентилятор, греет блины в микроволновке и не может сладить с электрогенератором.

IMG_3774.JPG

В итоге перед нами – добротное кино, интересно преобразовавшее знакомые каждому сказочные мифы на новый, близкий современному человеку лад. Картина прекрасно выполняет свою задачу семейного развлекательного кино. На успешность «Последнего богатыря» указывает статистика: по данным «Бюллетени кинопрокатчика» обе части франшизы вошли в топ-10 самых кассовых российских фильмов, первая часть занимает 6-ую строчку, а вторая, которая всё ещё находится в прокате, разместилась на 4-ом месте.

Текст: Надежда Павлова