мастерская брусникина и пространство «внутри»

Гори оно все синим пламенем

Сеанс психотерапии от эксперта по выходу из кризиса среднего возраста – мертвой головы
Знали ли вы, что цикл обращения Сатурна вокруг Солнца составляет примерно 30 лет? И что за этот период он возвращается в то положение на небе, которое было при нашем рождении? И догадывались ли вы, что именно эта планета отвечает за место человека в социуме? Вот и Лена (Марина Калецкая), дожив до 29 лет, не знала и не догадывалась, пока однажды не очнулась после бурной гулянки в лесополосе. Рядом с собой героиня обнаружила мужскую голову. Абсолютно мертвую и совершенно говорящую. Голова по имени Од (Павел Мисаилов) сообщила шокированной девушке, что ей невероятно повезло: она послана богиней Гекатой с целью вывести Лену из жизненной «турбулентности», пока ее личный Сатурн не совершил полный оборот. Отсчет пошел – осталось семь дней.
Что такого страшного происходит в жизни Лены? В этом-то и дело, что ничего и не происходит. Ни хорошего, ни плохого. Подглядеть за незавидной рутиной девушки нам позволяет музыкальный пролог спектакля. В унисон запевают сюрреалистичные создания в нежно-белых кружевных одеяниях и со множеством губ вместо лиц, представляясь Сводным Хтоническим хором. Их сочувствующая песнь, сопровождаемая клубным битом, задает ритм возникшему при помощи проектора видеоряду и поясняет его. Стремительная смена кадров, снятых приемом субъективной камеры, представляет собой лайф-саммари Лены. Все как во сне: долгая дорога из замкадья на работу по утренним пробкам, затем – это уже обычай, традиция, ритуал – рыдания в офисном туалете, потом восьмичасовое вымучивание креативных идей для очередных придирчивых клиентов и, наконец, возвращение по тем же пробкам домой, где ждут ужин в морозилке и просмотр до ночи бесконечной ленты в соцсетях. В редкие дни всю эту скуку разбавляют встречи с недалеким и инертным женихом Димой (Родион Прилепин) и подготовка к скорой свадьбе. Зрителя накрывает эффект полного погружения и начинает штормить вместе с «турбулентной» Леной.
Неожиданно в это реалити-шоу вклинивается старый школьный знакомый героини (Даниил Шперлинг), с которым она делает первый шаг к трансформации своей монотонной жизни, хоть он и не очень разумный: девушка сбегает от Димы и пускается во все тяжкие с новым парнем. Четкость изображения ухудшается, и Лена погружается в забытье под воздействием галлюциногенов. Но ее самопровозглашенный ментор Од, голова строгая и непреклонная, ожидает от подопечной не одноразовую акцию, а более радикальные действия. Изначально скептически настроенная к идее перезагрузки героиня в течение недели не расстается со своим надсмотрщиком. Од действует на нее в качестве внутреннего голоса, крик которого день за днем будто усиливается. Всегда ли сестра Леля (Юлия Гревцова), которая лезет и в квартиру, и в кошелек, и в личную жизнь, была такой надоедливой и невыносимой? А одна мысль о потенциальной совместной жизни с Димой, даже не замечающим внезапные исчезновения своей невесты и считающим каждую копейку, начинает неимоверно раздражать. Иллюзорное счастье разрушается вдребезги очередным свиданием, которое переносится со сцены, где Лена и Дима едят суши, на экран: там Лена спешит уединиться в своем постоянном месте для рыданий – туалетной комнате ресторана, где ярко-красной помадой рисует тревожную улыбку, выходящую за контур губ. Карикатурные офисные сцены мы наблюдаем только через проектор. А ведь когда-то Лена мечтала стать сценаристом в Голливуде, а не писать глупые сценарии для корпоративов. Теперь же ее искренняя мечта – чтобы во дворе дома сгорел синим пламенем «городок русской сказки», пугающий своими жуткими деревянными статуями всю округу.
Снежным комом в девушке нарастает желание оставить прошлое позади. История завершается киношной сценой на крыше. Од и Лена встречают тридцатый день рождения девушки, попивая шампанское и наблюдая с высоты птичьего полета за разворачивающимся внизу представлением: Леля и Дима, мечущиеся по залитому синим заревом от горящих деревяшек двору (подарок от Ода) в поисках запропастившейся сестры и невесты, пожарные машины, соседи, дающие интервью телевидению. Вместе с деревяшками горит и старая монотонная жизнь Лены. Что там дальше – неважно. Важно осознать необходимость перемен и сделать первый шаг к ним: не жизнь такая, а мы такие, мы – творцы своей реальности. Конечно, хорошо, когда рядом есть направляющий в нужное русло Од, как у Лены. В этом считывается месседж пьесы и о важности грамотной психотерапии. Кстати, в скандинавской мифологии Од является воплощением верховного бога в смертном человеке. Этот божественный посланник еще побудет некоторое время с Леной: девушка решает поехать на детокс в волжский город Плёс, и там ее «личный психолог» наверняка сможет закрепить семидневный результат работы с подопечной.
Драматург Мария Малухина не первый раз обращается к мистической атрибутике. Ее хоррор-пьеса «Василисса» сразу стала театральным хитом, и уже ожидает экранизации. На удивление, в спектакле режиссера Михаила Мещерякова узнаваемая жизненная история и бытовые ситуации гармонично сочетаются с хтоническими духами и мертвецами. Возможно, без подобной полифонии сюжетный каркас казался бы слишком банальным, а развязка потребовала бы ухода в излишнюю драму о поиске себя. Мы же получаем легкую, невероятно остроумную и оригинальную постановку, где соприкасается, казалось бы, несоприкасаемое. Текст пьесы берет на себя львиную долю зрительского внимания, его хочется слушать, боясь упустить очередной уморительный диалог: допускаю, что этот материал может жить и в виде читательских эскизов. На выходе из зрительного зала непременно промелькнет мысль загуглить «колесо жизненного баланса» и «туры в Плёс на выходные».
Текст: Аполлинария Захаренко
Фото: Александр Андриевич