Вокзалы России

Бюро забытых лет

Внимание, спектакль отправляется с третьего пути
Ведь каждый день к твоим путям
Бегут несчастнейшие лица
К кому безжалостна столица (с)

Современный театр уже давно вышел за пределы закрытых пространств и использует как сцену любое подходящее и не очень пространство. И порой смена места идет спектаклю только на пользу, открывая новые смыслы и подтексты.

Другое дело — аудиоспектакли. Очень тонкая и метафоричная история, где спектакль происходит в голове у зрителя. То, что является главным бичом театра — когда зритель, заведомо знающий сюжет, идет смотреть не интерпретацию режиссера, а жаждет увидеть ту постановку, которую сам себе уже придумал в голове, — здесь становится преимуществом. Потому что фантазия — главный действующий персонаж, художник по костюмам и сценограф одновременно.
Спектакль «Ленинградский» проекта «Вокзалы России» именно такой. Дано: наушники, сорок девять минут времени и все пространство Ленинградского вокзала. И бескрайние просторы воображения. Зритель волен выбирать сам, какого цвета будет шляпка спешащей на поезд леди, выскочившей из-за поворота и из 19 века одновременно, как будет падать свет из высоких деревянных окон и какого именно цвета будет телепорт будущего.

Сюжет ведет нас от дверей вокзала по всем историческим событиям, которое застало здание. А видело и слышало оно очень много — и Царя, и Ленина, и голоса миллионов людей, спешащих из одной столицы в другую. Персонажи ведут зрителя с этажа на этаж, отводят в камеры хранения и позволяют приоткрыть двери безмолвных ящиков, скрывающих внутри настоящие сокровища, заставляют остановится где-то посреди этого вечно спешащего мира и осмотреться.
Кроме масштабных исторических картин, разворачивающихся на пути у слушателя, в спектакле есть и личные истории, связанные с вокзалом. Воспоминания безымянных людей из наушника, которых, возможно, никогда и не было, сквозь воображение доходят до сердца и селят в нем мягкую теплоту. Даже если слушатель впервые окажется на Ленинградском, к концу аудиодорожки у него будет странное ностальгическое ощущение.

Мы же по-настоящему никогда не рассматриваем вокзалы. Они лишь точка А, от которой отправляется поезд с определенной скоростью километров в час, чтобы привезти нас в точку Б, с которой снова начинается жизнь. На вокзалах все летят вперед — быстрее, еще быстрее, ребенка за руку, рюкзак на плечо, забежать за кофе, проверить паспорт. И вот это ощущение движущегося вокруг времени — основная тема спектакля.
И это путешествие дается легко. Как с технической точки зрения — экран телефона является и спутником, и помощником, и программкой с пояснениями, — так и с сюжетной. Но здесь лучше прочувствовать все самому, тем более что сам спектакль помогает внимательно его слушать. Разнообразие звуковых эффектов и голосов, кажется, служит в первую очередь именно чувствительной частью представления, а не познавательной. Такое нужно воспринимать полноценно, поэтому рекомендуем заранее удостовериться в том, что наушники смогут все время исправно работать.

Самое прекрасное в этом спектакле — он продолжает жить, даже когда заканчивается. Теперь каждый раз, возвращаясь на Ленинградский вокзал — с чемоданом, цветами или грандиозными планами отправиться в ту самую точку Б, — он будет отзываться где-то в памяти.
Текст: Марго Сабилло, Ирина Адаменко
Фото: Пресс-служба «Вокзалы России», БЕС КУЛЬТУРЫ