Театр наций

Сказ о бессознательном

Бег по кругу и вечное возвращение
Зрители собираются в зале перед началом спектакля. Неспешно занимают места, переговариваются и улыбаются, не сразу замечая человека в спецовке на сцене. Занавес опущен, свет не погашен, маленькая фигурка с оборудованием в руках занята делом.

Плавно вливаясь в окружающий шум, начинает звучать текст. Он повторяется снова и снова звуком голоса и словом на экране, на фоне транслируемого пейзажа домов и дворов российской глубинки. Начало спектакля – зачин сказа, что вот-вот развернется на глазах.
«Левша» Николая Лескова – литературное обрамление одноименного спектакля Максима Диденко в Театре Наций. Оригинальный текст выступает здесь границей, пределом, позволяющим истории течь и развиваться, оставаясь в событийной канве сюжета о мастере-левше, подкованной блохе, покинутой Родине и вечном возвращении. Он парит над сценой в форме кратких рукописных фраз, а с самой сцены звучат редкие реплики – монологи Левши, написанные драматургом Валерием Печейкиным.

Левша 21 века (Евгений Стычкин или Александр Якин), простой рабочий Театра Наций, размышляет вслух о себе, о театре, об окружающей действительности и переживаемом опыте. Шутит про «Горбачева», удивляется появившимся возможностям, делится сокровенными мечтами. Для остального слова не нужны, красноречивее все расскажет музыка, пластика человеческих тел и сказочно-абсурдные визуальные образы, талантливо созданные Марией Трегубовой.
Вот Александр I уже отправляется в Англию – на фигурках кораблей, плывущих, словно по морским волнам, по завиткам сахарной ваты париков придворных. Там императора ждут удивительные открытия и принятое в дар чудесное изобретение – стальная блоха, оживающая под звуки музыки. Чарующая, пробуждающая сокровенные чувства (в разных составах – Диана Вишнёва, Ксения Шевцова, Мария Заплечная). Воплощение таланта, власти или мечты – того, что очень хочется иметь и чем не захочется делиться.

Желание присвоить, разобрать и разобраться, понять тайну, отыскать истину давит тяжестью обязательств. Под их грузом изящная заморская игрушка, тихим светом озаряющая чьи-то жизни, вдруг взвоет воем русской бабы, оставленной или оставшейся. Подчиненное чудо, пойманное на поводок искусство, измененное до неузнаваемости.
Летит время, меняются люди, лица, лики. Но миф, проросший корнями и закрепившийся где-то в глубине русского бессознательного, продолжает жить, оголяя архетипичные образы, переживающие схожий опыт. Правитель, народ, мастер, слуга, муза, жена – все слито в общем ощущении места.
Работы Максима Диденко всегда поражают фантазию зрителя сценическим оформлением и декорациями: канализационная труба «Нормы», фанерные коробки и огромный шар «Хармс. Мыр», веревки, тени и проекции «Идиота». Спектакль «Левша» не стал исключением.

Действие происходит на авансцене, в проемах и отверстиях возведенной на переднем плане стены, а в глубине сцены возвышается огромная черная гора. В ней тонет странствие Левши, тонут встреченные им фрики – порождения дальних стран, тонут события и судьбы. Остается лишь жесткая оголенная масса – застывшая в процессе формирования русская земля. Начало и конец всего.

Из черноты прорастет сочная молодая трава, и со временем земля сменит траурный саван на ярко-зеленое покрывало. Торжество жизни и смерти, иллюзорный рай, где нет своих и чужих, где трон давно превратился в крест, а босым стопам вдруг стало легко и щекотно – так, что хочется танцевать. Цикл пройден, а значит, все начнется снова.
Текст: Дарья (Изображая Линча)
Фото: Театр Наций и журнал «Театр»