гастроли Александринского театра в Уфе

Приключения в Рулетенбурге

Делайте ваши ставки, господа
Роман Ф. М. Достоевского «Игрок» впервые был опубликован в 1866 году. С тех пор прошло больше полутора века, но он до сих пор не теряет своей актуальности. По нему продолжают снимать фильмы и ставить спектакли на самых известных мировых сценах. Великое и очень злободневное произведение в 2012 году адаптировал для одного из старейших драматических театров России его художественный руководитель Валерий Фокин. Так на сцене Александринского театра появилась постановка с хлестким названием «Литургия Zero».
Центральной темой произведения является страсть к игре. Азарт захватывал людей и заставлял их терять рассудок во все времена. И если раньше это было казино, то сейчас мы знаем видоизмененные игровые зависимости. Но в классическом примере проигрыша всего, что есть у тебя за душой, и, собственно, самой души, можно без труда увидеть и проблемы современного общества. Достоевский не понаслышке знал всю подноготную рулетки, ведь роман можно назвать отчасти автобиографичным. К счастью, сам он смог побороть пагубную привычку, чего нельзя сказать о главном герое его произведения — молодом и влюбленном учителе в генеральском доме по имени Алексей Иванович (Виктор Шуралёв). На протяжении всего сюжета мы наблюдаем его грехопадение. Как из образованного, умного и энергичного человека он превращается в ничтожество с сомнительными идеалами, жаждущего лишь одного — сделать ставку.
Рулетка в этой истории — не просто опасный инструмент. Она — символ судьбы, олицетворение жизни. Оказавшись у игорного стола, герои показывают свое истинное лицо и перестают скрывать, чего хотят добиться на самом деле. В том, как они играют, как делают ставки, отражается и их характер. Полина (Мария Нефёдова) пытается сохранить остатки благородства, поэтому просит готового ради нее на все Алексея Ивановича играть за нее. Бабушка Антонида Васильевна (Эра Зиганшина), находясь на закате жизни, не боится играть по-крупному. Сам же Алексей Иванович находит в игре смысл своего существования. Но и игра в постановке — не только непосредственно рулетка. Ей можно назвать любые взаимоотношения между персонажами. Все они лишь играют роли, анализируя, какую маску лучше надеть в той или иной ситуации, какое поведение выставит их в более выгодном свете и будет более социально одобряемым.
Как в романе классика читатель остается в конце с горьким послевкусием разочарования, прикоснувшись к внутреннему миру одержимого человека, так и зритель, посмотрев постановку В. Фокина, испытывает чувство полного опустошения, понимая, как мало нужно личности, чтобы погубить себя. Времена меняются, соблазнов становится все больше, устоять и не сорваться в бездну все сложнее. История, произошедшая в вымышленном европейском городе Рулетенбурге — месте, где соседствуют безграничные возможности и духовное опустошение, — еще одно напоминание о том, как важно сохранять холодный рассудок и не поддаваться страстям.
Текст: Екатерина Мельниченко
Фото: alexandrinsky.ru