Театр «НИТИ»

Вы вступаете во враждебное сейчас

На этой земле летают стрелы, и падают они в самое сердце
«…на земле хаос, суета, неразбериха,
а с высоты – единая цельность, совокупность хаоса»
Чингиз Айтматов, «И дольше века длится день»

I. cloud

Небо застилают облака, свет от фонарей опускается мягкими хлопьями на землю и окутывает пространство Вавилов Лофт, где расположился независимый Театр «НИТИ».

Сегодня вечером на камерной сцене – «Манкурт» режиссера Вероники Мамоновой по мотивам романа советского писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».

Время застыло вне зрительного зала, а на сцене прошлое, настоящее и далекое будущее смешались в одной точке.
II. arrow

Отец рассказывает дочке истории, которые он когда-то записал в маленькую тетрадь. Они о нас, о свободе, о любви и боли, нас связующей. На этой земле летают стрелы, и падают они в самое сердце.

Человеческие чувства, образы и ценности живут в нашей памяти, и порой она бывает обманчива. Как маленькая девочка (Дарья Клименко) пытается изменить исход истории про покинутого верблюжонка, так и человечество старается переписать неприглядные, пугающие части своей памяти.

Между зрителем и героями постановки нет ограничивающей дистанции, и так безмолвные наблюдатели вечных сюжетов совершают вместе с дочерью простого учителя Абуталипа прыжок во времени и пространстве. Вот мы – скорбящая мать, чей сын стал манкуртом, рабом без имени, личности, памяти и привязанностей. Вот мы – потерянный верблюжонок, оторванный от своих близких и привычного ему мира. Вот мы – простые смертные, наказанные за слова, несущие любовь и сострадание вместо служения призрачной власти. Вот мы – люди будущего, не принимающие других живых существ, потому что они несут угрозу нашему старому порядку.
III. mother

Погружаясь все глубже и глубже в переживания героев, зрители принимают на себя образ той самой скорбящей матери, слышащей грустную песнь о потерянной человечности на нескольких языках. Наблюдая за пластическим перформансом (за передачу чувств через движения в спектакле отвечает Цзыся Су), сидящие в немом трансе следуют за мыслью и эмоцией. Свет и пластика танца времени и страдания завораживают, погружают в транс.
IV. earth

Кто главная мать человечества? Конечно же, Земля. Мы рождаемся из ее утроба, кормимся ее плодами и затем возвращаемся в ее лоно, становимся ее частью. Время циклично, время беспощадно, но, как показывает история с гипотетическим космическим будущим, сами земляне как общность не меняются. Мы держимся за власть, страх и ограничения вместо того, чтобы постичь гармонию в себе и научиться созиданию и любви.
V. love

Несмотря на отрицание любви в устройстве нашего мира и отказ от собственной памяти и привязанности, есть все-таки те люди, что готовы бороться за каждую душу и каждое живое существо. Это и мать, что растила обреченного на будущее рабство мальчика, и отец, не сумевший противостоять репрессивному аппарату государства, и идеалисты-ученые, мечтавшие помочь межгалактическим соседям, но получившие лишь приговор от своих же собратьев. Надежда есть, и такие постановки, как «Манкурт», помогают человеку осознать это, пережить травму существования в настоящем и обрести в себе любовь. А любовь не знает границ.
Текст: Ника Маккена
Фото: Театр «НИТИ» в ВК