Театр на Юго-Западе

История эта, действительно, не совсем обыкновенная

Так поражает молния, так поражает финский нож!
– Это водка? – слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! (с)

У театра на Юго-Западе есть одна невероятная способность – превращать любое мероприятие в праздник. Будь то небольшой концерт с новогодними хитами и застенчиво подмигивающей из угла елкой или самый настоящий грандиозный юбилей. И если такое случается даже с самыми обычными спектаклями и творческими вечерами, то представьте, что происходит, когда наступает пора настоящего торжества.

Тридцатилетие (с ума сойти) спектакля «Мастер и Маргарита» – это, конечно же, повод сделать шоу. Разрушить границы между актером и зрителем окончательно, а ведь они и так были весьма условные за счет и бессмертной булгаковской классики, и того, что в Театре на Юго-Западе коннект со зрителем выкручен на максимум.

Однако, прежде чем переходить к самому описанию того, что же из себя представляет подобный юбилей в этом театре, стоит сделать небольшую ремарку. Особенно для тех, кто никогда в Театре на Юго-Западе не был. Приходя в ТНЮЗ, вы всегда принимаете определенные правила игры, суть которой в том, что вы даете полный карт-бланш на то, что будет происходить дальше, а театр и его обитатели делают так, чтобы ты вернулся туда еще раз. А в этот раз тем более. Потому что игра начинается прямо с порога.
С Аннушки. В этот раз без масла, но зато с очаровательным юношей рядом, который до зубов вооружен, гитарой, губной гармошкой и песнями. Поющая своим чарующим голосом и улыбающаяся всему свету, одновременно она убеждает (кого-то в первый раз, а кого-то в очередной), что сегодня будет как минимум занятно.

А следом за этим уже начавшимся праздником, пока, не ожидавший такого напора, зритель находится в прострации, ему ловко вручают небольшой листок с четырьмя вопросами. Приходится, конечно же, включать все доступные когнитивные способности, а не только бестолково крутить головой во все стороны разом, чтобы одновременно послушать стихи местного бродячего поэта, не упустить из вида вальяжно прогуливающегося среди толпы Воланда и понять, в какой стороне буфет. За каждый правильный ответ выдается червонец и заверение, что их можно будет обменять на напитки (вот даже так бывает, сначала ты несешь деньги в Театр на Юго-Западе, а потом тебе прилетает внезапный кэшбек).
И таких станций целых четыре. Безумная гора червонцев, если поднапрячься и вспомнить (а может быть, даже списать у так удачно стоящего рядом соседа) коллективным разумом ответы на все вопросы. А потом на честно заработанные интеллектуальным трудом деньги обпиться кофием до потери пульса (так делать надо, данный трюк выполнен профессионалами в области недосыпа, лучше съешьте этих прекрасных московских эклеров и запейте шампанским).

Театр буквально превращается в булгаковскую Москву в миниатюре, где деловой милиционер предупреждает прохожих об опасной шайке разбойников, в числе которых почему-то кот. Где крайне обеспокоенный судьбой города журналист включен в поисковую деятельность и проводит анкетирование, усмехаясь себе в усы, будто знает чуть больше, чем ему положено. Где на невысказанные вопросы настоящая гадалка может дать ответы (москвичей давно испортил квартирный вопрос и желание поскорее узнать свое будущее). Где посреди всего этого безумия танцуют новый модный танец.
Про сам спектакль за тридцать лет написали, сказали и пересказали за чашечкой чая/кофе/виски уже, кажется, абсолютно все. Разложили постановку на атомы и пересобрали в рецензии и отзывы полные любви (и временами критики). Но говорить о нем не устают. И правильно.

Это самый настоящий спектакль Валерия Беляковича. Бережно сохраненный, со своим узнаваемым и абсолютно юго-западным стилем, характерными танцами и любимой многими структурой, закладывающей эмоциональные виражи с мертвыми петлями. И актерам удалось сохранить его именно таким, какой он был. Да, спектакль меняется, артисты приходят на смену друг другу, переходят на другие роли или знакомятся со своими персонажами впервые. Но постановка продолжает жить и, я уверена, будет играться на сцене Театра на Юго-Западе еще не один сезон.

Интерпретаций «Мастера и Маргариты» великое множество и всегда будут люди, у которых то или иное воплощение определенных событий, персонажей или атмосферы происходящей на сцене будет не совпадать с тем, что видели в своей голове они.. Кому-то будет отчаянно не хватать желтых цветов в руках Маргариты (Карина Дымонт), у кого-то будет свое представление о происходящем на Бале Ста Королей, а кому-то по душе придутся и золотые усы кота Бегемота (Антон Белов). И это абсолютно нормально.
«Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе же сделана с огромной любовью к бережностью к первоисточнику. На сцене нет ничего лишнего - в центре всегда люди, их история. Это как в жизни: отсутствие ответа - тоже ответ. Так и тут - ничего не отвлекает от пусть и знакомого, но все равно каждый раз захватывающего сюжета, от актеров, играющих на разрыв.

Не удивительно, что спектакль играется уже тридцать лет, но продолжает собирать полные залы, а купить билет на постановку - целый квест. Спектакль любим и это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Андрей Шестовский, Сергей Тупталов, В. Игратова