Московский театр Иллюзии

В мире животных

Зачем зверю огонь?
Мюзикл-иллюзия Михаила Сидоренко не просто рассказывает историю о мальчике, воспитанном волками, — он прокладывает путь глубже. Поэтому после окончания понимаешь, что на него надо сводить не только младшего брата, но и старшую сестру.

История начинается традиционно: Балу (Артем Ермак) и Багира (Надежда Гусакова — авторы следуют принятому в России переводу и оставляют ее женщиной) находят маленького Маугли (Матвей Барткайтис) в джунглях и становятся его учителями и защитниками. У него появляется приемная мать — правительница стаи волков Ракша, которая растит его как собственного сына-волка.
Джунгли — сказочный мир, который создается через световые спецэффекты и игру с люминесцентными красками. Семья Маугли рассказывает нам, что джунгли, в которых живут герои, создал всевидящий змей Каа — на экране он появляется с помощью визуальных эффектов и озвучки. Каа — это и демиург-предсказатель, и правитель, и залог мира в джунглях.

Развивается история тоже по знакомому пути: Маугли взрослеет (меняется и артист — Сергей Веселов), узнает больше о джунглях и о себе. Узнает о нем и тигр Шер-Хан (Максим Заусалин) со своей стаей гиен. Мир меняется, его покидает всевидящий Каа, и Шер-Хан хочет стать правителем джунглей. Сказка находится под угрозой уничтожения, и Маугли, как главному герою, предстоит спасти свой мир. Для этого он совершает путешествие, в котором не только узнает себя-человека, но и находит символ абсолютной власти над миром людей и животных — огонь.
Эта история — первый слой мюзикла. Он предназначен для детей: они пугаются стаи гиен, улыбаются Балу и Багире, удивленно вздыхают, когда видят повзрослевшего Маугли, и смеются над Бандерлогами-рэперами. Здесь все прозрачно: зло есть зло, его воплощает тигр Шер-Хан, и он хочет абсолютной власти. Ему противостоит добро, добро воплощают Маугли и его семья. Он не может допустить Шер-Хана до власти: тогда погибнет семья Маугли. В зале то и дело слышатся вопросы родителей детям: Шер-Хан — добрый герой? Он нравится тебе? И если в антракте не все могли дать однозначный ответ, то после второго акта на те же вопросы юные зрители как один отрицательно мотали головой. Шер-Хан — зло, и нет никакого второго дна. Поставивший себя выше других и забравший огонь, он от него и погибает — пламя его попросту сжирает.
И здесь несложно заметить широким мазком выведенный второй слой мюзикла — он предназначен для взрослых. Когда для правителя власть становится важнее вверенного ему общества, а жизнь — и здесь речь идет уже совсем не о зверях — превращается в разменную монету, запускается обратный отсчет, итогом которого станет неизбежное падение, как это произошло в джунглях.

Безусловно, в первую очередь «Маугли» рассчитан на младших зрителей: с помощью знакомых образов, веселых костюмов и пестрого грима авторы донесли в нем одну из основополагающих идей гуманного общества. Но где, как не в сказке для детей, сегодня напоминать о том, что никакая власть не может быть ценнее жизни?
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Александр Авилов