КИНО
Молодой человек
Кризис среднего возраста в детском лагере и попытки заработать свой первый миллион хотя бы в тридцать в новой российской комедии, содержание которой гораздо лучше, чем постер
Где-то на пятом «постер, конечно, кринж, но фильм нормальный, честно» отзыве стало понятно, что «Молодой человек» (2022) Александра Фомина стоит того, чтобы его посмотреть – хотя бы одним глазком. Да и по другим параметрам фильм начинает выглядеть интересно еще до того, как зритель оказывается перед экраном: в продюсерах дебютировавший в Голливуде Илья Найшуллер, а актерский состав совмещает в себе Павла Табакова, Данилу Козловского (на роли второго плана!) и Данилу Поперечного. Сюжет комедии чуть менее интригующий, чем люди, над ней поработавшие, но если вы достаточно внимательно следите за русским кино, то в принципе относитесь к любому комедийному фильму отечественного производства с настороженностью, а потому планка того, что привлекает внимание, не так высока.
Итак, 30-летний Ваня Ревзин (Павел Табаков) – неудачник с красными аттестатом и дипломом и ипотекой, зато без жены и повышения на работе. И ему кажется, что замечательным решением всех его проблем (или, по крайней мере, квартирного вопроса) станет участие в конкурсе для старшеклассников с многомиллионным призовым фондом. Ваня все равно выглядит как семнадцатилетний, когда сбривает не особо идущую ему щетину, остается только подговорить правильную маму соврать организаторам и выиграть парочку конкурсов. Но если даже одиннадцатиклассники справляются, неужели не справится бакалавр экономики?

Как вы догадываетесь, конечно, нет. Собственно, на Ваниных неуспешных попытках вписаться в детский коллектив и пройти состязания на пути к миллиардам и строится комедийность сюжета. А еще можно добавить его влюбленность (ведь 30-летний Ревзин точно не знает слова «краш») в вожатую Леру (Ингрид Олеринская), с которой они, может, и ровесники, но Лера-то об этом не знает.
Герои-подростки на экране, если совсем честно, смотрятся в достаточной степени неестественно и странно, они сконструированы из набора стереотипов (чего стоит одна девочка-анимешница в исполнении Валентины Ляпиной) и то и дело употребляют жаргон, на котором в реальности никто не говорит. Соревнования, в которых нужно участвовать талантливой молодежи, тоже продуманы с разной степенью внимательности: часть из них действительно выглядит как загадки на Творческое Мышление и Креатив, а часть кажется вымученной и несколько бессмысленной. Возможно, все дело просто в том, что как-то так современных подростков и видят тридцатилетние. Так их видит Ваня Ревзин, так их видят авторы «Молодого человека». Они просто не до конца понимают, чем там эта современная молодежь увлекается и почему, что она между собой обсуждает, что любит, а про что уже не помнит, но для них это вовсе не значит, что уважения подростки не заслуживают. Создатели хоть и неумело, но с большой любовью обращаются со своими семнадцатилетними героями: стараются рассмотреть глубокий внутренний мир и дарят право быть собой. Ведь в детском лагере очень легко вспомнить, каким придурком ты сам был в семнадцать. И порадоваться, что дети вокруг тебя – лучше.
«Молодой человек», конечно, самоироничный, хоть поначалу и пытается это скрыть. Здесь Данила Козловский наконец выходит из своего амплуа, не забыв об этом пошутить, а после танцует и поет перед столовой подростков про то, как он заряжает их на успех. Здесь взрослые расписываются в своей беспомощности перед теми, кто младше и талантливее, но верят, что самое важное (дружба! любовь! честность!) им сохранить все же удается. И это, наверное, так и есть.

«Молодого человека» приятно смотреть, если вам тридцать, за тридцать или двадцать, но в душе все шестьдесят. Он очень обаятельно позволяет оглянуться на ушедшую молодость, немного возмутиться тем, какие странные музыкальные вкусы у подрастающего поколения, и все же убедиться в том, что «дети будут лучше, чем мы». Все хорошие люди получат свой относительно счастливый конец, а все плохие люди будут в итоге лазить по помойкам – ну, хотя бы условно. И зрителю удастся по-настоящему посмеяться, а это сейчас получается не так часто.
Текст: Мария Дорофеева