Социально-художественный театр

Заключенная в черной банке

За час спектакля зрителя будто медленно и болезненно окунают в ледяную воду, затем она становится зажигательным веществом, пожирающим каждую частичку души, а потом наконец возвращается способность дышать, превозмогая боль и подступающие к горлу слезы
Школа. Игрушки. Природа. Все такое новое и интересное. Все кажется сложным и одновременно простым. Таким было детство Полины Жеребцовой, пока в ее дом не постучалась война.

«Муравей в стеклянной банке» – не просто дневник маленькой девочки о взрослении в раздираемом войной Грозном. Это манифест, обещание себе и будущим поколениям. Того, что мы должны помнить и сохранять в себе тот свет, что когда-то струился в наших невинных сердцах. Даже если вокруг – смерть, ненависть и отчаяние.

Постановка Эдгара Закаряна на сцене СХТ очень тонко и в то же время душераздирающе передает самую суть оригинала. За час спектакля зрителя будто медленно и болезненно окунают в ледяную воду, затем она становится зажигательным веществом, пожирающим каждую частичку души, а потом наконец возвращается способность дышать, превозмогая боль и подступающие к горлу слезы.
Я читала в книжке, что муравьи строят красивые города, и решила посмотреть, как. Пусть в банке построит!

Замкнутое пространство сцены (или банки) заставляет взглянуть правде в глаза и увидеть те самые искусственные границы, что мешают взрослым людям осознать ценность человеческой жизни. За стремлением к власти над маленьким и беспомощным муравьем стоит нечто более страшное: отказ принять другое живое существо за равного, имеющего право на свои границы и выбор своего жизненного пути. Да, Полина пока еще совсем ребенок и этого не понимает, что вполне нормально. Нельзя лишь назвать нормальной ситуацию, в которой оказывается она и другие такие же ни в чем не повинные жители Чеченской Республики. Они все становятся такими же беспомощными, как и муравей, ведь они заключены в черную банку, на которую бесконечно падают бомбы. Неба уже не видно.
Каждый лист живой. Он хранит в себе историю своей жизни.

На сцене правят слова. Слова, написанные на черной стене, и слова, сказанные девочкой уже повзрослевшей, но еще не выросшей. Полина Алины Король – чистая и наивная, поражающая глубиной прочувствованных ею эмоций. Ее игру можно сравнить разве что с работой Алексея Кравченко в фильме «Иди и смотри» Элема Климова. Невозможно представить, насколько эти пережитые на сцене чувства меняют актера, если они настолько больно бьют по сердцу смотрящего.

За спиной Полины – уже взрослая девушка (Анна Дразнина), миф о героине, умершей за свободу своего родного дома. Она – одна из первых жертв, медленно падающая комета в замедленной съемке. Защитила ли она кого-то? Спасла ли? Мы не знаем. Важно лишь то, что личная трагедия не затмила легенду о человеческой жертве во имя других. Эта девушка была такой же живой, как и каждый из нас.

Ну а муравей (Александр Цицкун), перенесший все страдания, все равно примет своего угнетателя, нальет чай и поговорит. Он еще способен к состраданию, способен жить в этом удушающем пространстве.
Мы не погибли – мы перешли на другой уровень бытия.

Пока зал находится в состоянии тихого оплакивания нашей человечности, мысли проносятся эхом оглушенных горем аплодисментов. Зрители молчат. Все, что происходило на сцене, чувствуется и в нашей действительности. Войны во имя «высшей идеи», ненависть на национальной почве, борьба за территорию и ресурсы – все это будет продолжаться, пока человеческая жизнь не станет ценнее власти и абстрактных метафизических категорий.
Текст: Ника Маккена
Фото: Александра Вильдтгрубе