КИНО

В объятьях ангельского трипа

А вы видели ангелов?
А вы видели ангелов? Они скрываются в искрящемся снегу, в покосившихся сельских домах, в отражении электрического света в накуренных зрачках, в последнем дыхании измученного старика, даже в разговорах с братвой на сельской дискотеке. Они — в нас. Мы — в них.

«Наследие», по своей сути, — фильм-видение. Что-то вроде попытки прикоснуться к божественной искре и превратить текст рассказа из сборника «Праздники» в кинематографичный сон, погрузить зрителя в тот же транс, что когда-то окутал и самого режиссера.

Феномен творчества Романа Михайлова — в почти интуитивном преобразовании проблесков памяти, коллективных потоков сознания и мистической природы вещей в цельный визуальный образ. Так рождается надреальность, новое измерение, которое, впрочем, имеет право на существование вне зримого мира.
Просмотр каждого фильма Михайлова похож на медитацию, цель которой — хоть на миг приблизиться к познанию себя и получить отклик от внешнего разума. Если в первом фильме «Сказка для старых» зритель вместе с героями мистической криминальной притчи проходил через символическую смерть и оказывался в новом, потустороннем пространстве, то в «Наследии» происходит переход на новый уровень сознания.

Погружаясь в зернистое и покрытое дымкой лиминальное пространство картины, мы оказываемся в неназванной деревне. Здесь живут обычные люди, подчиненные одной и той же рутине. Сельская местность, в отличие от города, представляется в современности чем-то забытым, скованным традицией, суеверием и в то же время чем-то предсказуемым в знании всех ее уголков и жителей.

Юность здесь так же коротка, как цветение весной. Для Руслана (Олег Чугунов) процесс взросления такой же, как у всех российских подростков — тусовки с пацанами и девчонками на квартире, первая влюбленность в ангельскую девушку (Дарья Мацель) в ночном клубе, драки с местными хулиганами. Хулиганов, кстати, внезапно возглавляет Евгений Ткачук, местный трикстер киновселенной Михайлова.
Конечно, все не так просто в жизни у Руса, ведь он — неофит, и у него свой, личный обряд инициации. Как и в любом мифе, здесь есть «наставник» — умирающий знахарь (а местные поговаривают, что и вовсе колдун) Тихон Сергеевич. Рус приходит к нему каждый день, приносит «подношения» от соседей вроде творога и другой деревенской еды и подолгу сидит у изголовья больного, наблюдая за его пограничным состоянием. Интерьеры сельских домов находятся в полусвете сепии электрических ламп, и не покидает ощущение потустороннего присутствия. Место зрителя в этой истории — за плечом у Руслана, он будто сливается с нами и дает заглянуть в эту границу бытия и смерти. Вполне может быть, что сидящие в зале перед экраном — те самые ангелы в белых одеяниях, которые появляются в нескольких сценах и растворяются среди яркого белого снега.

Когда Тихон Сергеевич умирает, наступает отчуждение когда-то нуждающихся в его помощи людей. Местный священник не желает отпевать усопшего, потому как тот был «беспоповцем», да и городской служитель церкви с ним согласен. Так, на похоронах знахаря остаются только сам Руслан и его друг Витя (Иван Ивашов). Разочарованный в воле и сострадании окружающих людей, Руслан решает провести отпевание сам и мастерит из железной кружки DIY кадило, предварительно позаимствовав у священника молитвослов. Принимая на себя роль посредника между миром мертвых и живых, герой занимает место Тихона, становится его «наследником».
И все же в этом духовном взрослении есть место и обычной, «молодежной» жизни: Витя, Руслан и Шпрот (Чингиз Гараев) все так же ходят на дискотеки и накуриваются в компании друзей до, скажем так, философского состояния. Ведь перейти на новый уровень познания можно и с помощью запрещенных веществ или от первой влюбленности в прекрасную деву, которая удобно оказывается дочерью городского священника.

В этом, казалось бы, довольно коротком кино (фильм идет всего 68 минут) заключается целая жизнь с ее горестями и радостями. Как поет bollywoodFM в одной из сцен: «Твоя голова — твоя одиночная тюрьма», но благодаря таким фильмам у нас у всех есть возможность выйти за границы своей камеры и вдохнуть что-то новое и чистое.
Текст: Ника Маккена
Фото: Film.ru, Кино-Театр.ру