Арт-платформа на Новом Манеже

Дети на стриме, родители на стреме

Все дороги ведут в город N.
Перед тем, как ответить на вопрос, почему спектакль «На стриме» выделяется среди большинства современных постановок, надо обозначить собирательный образ «молодого театра» в голове у русского зрителя. Чаще всего это какой-то эксперимент, поданный под соусом повышенной интеллектуальности. Порой режиссер смотрит на зрителя, как небожитель, чья паства должна допрыгнуть до его замысла. Но если режиссер не может говорить просто о сложном, Чехов будет приходить к нему в кошмарах, трясти двустволкой и говорить: «Почему не выстреливает?». К счастью, у режиссера Дмитрия Бикбаева такой проблемы нет. Он уверен, что работать надо на зрителя. Эти слова подтверждаются лучшим способом — спектаклем «На стриме» по пьесе Александра Звягинцева.
Товарищ Грибоедов передает привет

Социально-бытовая драматургия на сцене — событие неуникальное. Особенно в контексте конфликта вечных отцов и таких же детей. Но спектакль «На стриме» говорит с нами на языке современности. Семья из города N, в котором художники хотят провести несанкционированную акцию, разрывается на части. Общественное здесь тесно сплетается с личным. Молодая Вера (Анастасия Теплинская) возвращается из Санкт-Петербурга в родной город, чтобы спасти арестованного художника Горобова (Владислав Горбов). Девушка оказывается в переплете событий, подозрительно напоминающих русскую рулетку, где сложно обойтись без жертв. Ее отец Баталин (Станислав Курач), большой начальник в местных органах, не может понять дочь и отказывается помочь, хотя очень любит Веру. Ему тоже неспокойно, ведь в город N. возвращается бывший подчиненный — теперь московский следователь Литвак (Максим Дахненко). Дело о художниках вызывает куда больший интерес у столицы, чем у жителей провинции. Для некоторых оно станет последним, а для кого-то — способом подняться вверх по карьерной лестнице. Подчиненный Комаров (Арсений Александров) — это современный Молчалин, который не брезгует любыми методами ради статуса.

Примечательно, что Баталин показан, пожалуй, самым человечным из всех героев. Он отдает всего себя семье, и по-настоящему ценит это только старшая дочь Надя (Екатерина Рокотова). Девушка работает учительницей и становится резонером, когда напряжение в семье настигает апогея с приездом следователя. У последнего своя история отношений с женой Баталина (Лика Рулла). Этот котлован из человеческих чувств нуждался только в спичке. Ей и становится Вера.
Собака на сене

Вера — это нагретый до предела чайник на газовой плите. Весь юношеский максимализм, протестный дух и разноцветные волосы возведены в абсолют. Она не уважает семью, врет возлюбленному художнику, когда гарантирует протекцию со стороны ее отца, убеждая Горобова выбрать родной город для проведения акции. Тут, по хорошему счету, можно было бы сказать: «Коллеги, я вот таких Вер в жизни не знаю». Но, во-первых, театр — это отражение жизни в образе, а не зеркальная копия самой жизни. Во-вторых, родители склонны идеализировать юность, забывая о нелицеприятной стороне взросления. Подростки, в свою очередь, увидят в бунтующей Вере часть собственного желания взять граммофон и поорать что-то не слишком цензурное на площади.

Вера одинока в своем отчаянии. Поддержку она находит на стороне: через единомышленников в Интернете. В спектакле эта тема подчеркивается символизмом на сцене и становится центральным конфликтом. Кто становится ближе нашим детям, чем мы — этот вопрос поднимает Дмитрий Бикбаев, чтобы дать в финале неутешительный ответ. Существо с экраном вместо лица забирает маленькую Веру в свои объятия. Пожалуй, смертельные.
Стенография со смыслом

Отдельного внимания заслуживают декорации на сцене. Это заслуга стенографиста Владимира Ерешко. Мы однажды уже писали про качественные декорации в постановке «Сказки Пушкина» Рузанны Мовсесян. Но там стенография была интересной формой, при этом не давая глубокую трактовку содержанию. В спектакле «На стриме» она носит не только визуально-эстетический характер. Разбитые экраны телевизора, ванна-перевертыш и метод дополнительной съемки сверху — все это создает дополнительное погружение в драму маленькой семьи из небольшого города N., где найдет свое альтер-эго каждый из нас.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Арт-платформа