КИНО

Подковерный орден мольсонов

Магическое мышление снова в моде, заряжаем банки, смотрим «Битву экстрасенсов», идем к тарологу
Магическое мышление снова в моде, заряжаем банки, смотрим «Битву экстрасенсов», идем к тарологу. Реальность разрушается у нас на глазах, она настолько осточертела всем и каждому, что мы начинаем поклоняться даже коверной моли. Тренд на «ковровые» фильмы уже настолько прочно обосновался в российском кинематографе, что за эту осень мы имеем целых две похожих по эстетике (но не по отношению к теме) картины — «Отпуск в октябре» Романа Михайлова и полнометражный дебют Антона Ермолина (выпускника мастерской Алексея Учителя) «Ниша».
Вячеслав Тихонов (Владимир Свирский) работает в грузоперевозках, живет с женой Марьям (Елена Николаева), которую преследует странный голос в телефоне. Его мечта — стать биолокатором, ведь он знает, что миром управляют энергии, неподвластные простым смертным. В бизнесе главное — найти нишу, и поэтому стоит начать с собственного канала на YouTube и чистить непонимающим клиентам квартиры от отрицательной энергии.

Марьям хоть и не приветствует увлечение мужа, сама подвержена собственной иллюзии — в свободное от работы билетершей время она вышивает портреты-ковры, поддаваясь странному гипнозу человека в пальто (Сергей Гилёв). Этот загадочный почти нквдшник существует в виде тени и низкого голоса в телефонной трубке почти половину фильма, наводя мистики на и без того непонятную теорию заговора.

Герой Владимира Свирского — словно эволюционировавший в экстрасенса владелец автомастерской из «Sheena667» Григорий Добрыгин. На этот раз, правда, его наивный взгляд на мир не относится к романтическим мечтаниям, ведь высшие знания бытия (или небытия, потому что «РФ — страна небытия») важнее земных чувств.
Сначала кажется, что «Ниша» станет насмешкой над людьми, которые настолько далеко уходят от реальности, что создают свою. Хоть тебе и жалко бедного Тихонова, но ты смеешься, словно снисходишь до того, чтобы выслушать весь его бред про биополя и советскую планету. В какой-то момент ты начинаешь вникать в механизм работы странной вселенной Вячеслава, а затем и вовсе отказываешься от стадии торга с вымышленной реальностью и переходишь к принятию почетного звания моли, что завелась в кресле кинозала.

Антон Ермолин не снял кино о том, почему люди готовы поверить в собственные сны о реальности, это не было его задачей. Странное превращение Тихонова в моль и наше принятие этого процесса как факта — вот, что важно. Хорошо, к концу фильма мы получили подковерное знание и нам выдали крылья, но может ли любая моль управлять миром? И как стоит относиться к таким отнюдь не невинным конспирологам в реальности?
Признаться, после просмотра этого волшебного кино о мифическом Советском Союзе появляется большое желание поехать в Йошкар-Олу, вглядеться в местные ковры и увидеть там танец не бабочки Лой Фуллер, но моли Элизабет Дамскер. Может, тогда я пойму все, что увидела в «Нише».
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск