Театр имени Вахтангова
Обратная сторона медали
– Дурак! Я там живу!.. Я там живу…
Театр имени Вахтангова не устает радовать нас премьерами. Один за другим на Основной, на Новой, на Симоновской сцене и в Арт-кафе появляются спектакли, грозящие стать Вахтанговской классикой. Среди последних постановок можно найти и масштабные, эпохальные, и мгновенно пролетающие, хлесткие, и камерные, даже интимные, уютные. Режиссерский дебют блестящего артиста Эльдара Трамова «Обратная сторона медали» открыл в нем и прекрасного постановщика, в работе которого видны особый трепет, скрупулезность и полное понимание материала, за который он берется. Комедию Флориана Зеллера он скорее превратил в трагикомедию, крайне искусную как в создании шуток, так и в доведении зрителей до слез. Спектакль точно показывает, какой получается результат, когда режиссер полностью владеет пьесой, а актеры погружены в свои роли. Это красиво. Это живо. Это то, чего так не хватает на современной сцене.
Сцена русского драматического театра не подходит для законов жанра французской комедии; самые удачные проекты создаются при полном понимании и принятии этого факта, ибо основываются на честности. Вот и молодой режиссер Эльдар Трамов передал суть, страшнейшую проблематику пьесы в самом первозданном ее виде. Романы и интрижки героев никак нельзя назвать легкими, внутренние диалоги заставляют смеяться сквозь слезы, ведь они слишком реалистичны, слишком соответствуют нашим собственным «голосам в голове». Конфликт нарастает постепенно, шаг за шагом по ходу развития действия. Точно так же открывается и сцена, с каждым новым эпизодом уходя вглубь. Если первые монологи и диалоги главных героев произносятся на авансцене, черной стеной отделенной от остального пространства, то после мы заглядываем и в архетипическую белую комнату, где видим далекую дорожку дефиле, а в конце и вовсе наблюдаем за разрушением всех декораций и видим стены закулисья. Сценография спектакля великолепна. Простая, но стильная, монохромная, но не лишенная контрастных вспышек; окружающая обстановка не только создает атмосферу, она становится настоящим домом для персонажей на эти полтора часа. На сцене нет ничего лишнего, много свободного места, что только в очередной раз подчеркивает: стесняют героев лишь они сами.
Даниэль и Изабель стали друг для друга привычкой. Они знают мысли другого, предугадывают реакции, оттого и начинают повсеместно врать. Они врут своей половинке, чтобы, как хороший режиссер добивается нужной интонации актера, добиться желанного ответа, врут окружающим, чтобы не потерять шик и лоск в их глазах, они врут себе, потому что смириться с собственной жалкой и мелкой судьбой мучительно больно. Спектакль игровой, действия строятся на ярких, манерно утрированных ассоциациях с текстом, органика которых обуславливается их жизненностью. Казалось, я смотрелась в зеркало во время сцены, где друг главного героя Патрик рассказывает безумно занимательную историю своей жизни, а Изабель вслух переводит зрителям эти реплики на язык ее восприятия: «Бла-бла-бла!» Ужасает та смиренность, обыденность, с которой герои признаются в своих страхах. Конечно, они могут кричать, могут переходить на эмоциональные тона, могут браться за оружие и начинать стрельбу по объектам раздражения... Но делают они это только в фантазиях других людей, в своих собственных мыслях, в откровенные мгновения они становятся настоящими рабами положения, рабами разума. Даниэль понимает, что хочет молоденькую куртизанку, понимает, что уже не любит и вряд ли полюбит жену, но вместе с тем понимает, что точно не обретет заветное чувство в компании блондинистой пустышки. Изабель понимает, что ее муж влюбился, что он ей изменяет, понимает, что он ее не любит, понимает, что и она не любит его. Патрик понимает, что зависть друга приятно тешит его эго, но не понимает, что разговорами о новоприобретенной «жизни мечты» лишь скрывает свой стыд и сожаление о совершенном поступке. Эмме ничего понимать и не приходится, это не ее ума дело, ее заботит лишь праздность, вкусное вино и итальянское солнце, – она идеальный компаньон для разовой бездумной поездки на Ибицу. Их всех объединяет глупость, зацикленность на себе, и все они это осознают, но по-прежнему не могут ответить на вопрос: «Где же правда? Где моя настоящая счастливая жизнь?»
Эра всемирной паутины научила нас высококачественному лицемерию и напыщенной важности. Мы делаем вид, что погружены в самопознание и саморазвитие, пытаясь дать разные названия нашим синдромам. Герои «Обратной стороны медали» тоже занимаются этим, они такие же эксперты, как и мы, которые, однако, не замечают, что в первую очередь занимаются сублимацией. Вместо непритязательного разговора с супругой Даниэль предпочитает с деланным интересом погрузиться в обсуждение новостей, которые его никак не касаются, а при неудобном конфузе во время встречи с другом и его молоденькой женой он пытается перевести тему на ошибки внешней политики США. Герой проваливается в обоих случаях, потому что конфликт достиг того апогея, когда все уже устали притворяться заинтересованными: им нет дела до цен на молоко, им без разницы происходящее в американской политике, их не волнуют и не радуют новые приложения для быстрого вызова такси. Они хотят любви. Они ищут, жаждут любви, но едва ли можно секс назвать любовью, хотя и бытовую привычку ею не назовешь. Что такое любовь? Эльдар Трамов не отвечает на этот вопрос, он заверяет, что главное – задумываться над этим, что смысл жизни заключается в поиске любви и ее значения.
101-ый Вахтанговский сезон был поистине насыщенным на события, свершения, потрясения, горести и радости. Прекрасной новостью как раз выступило становление нового режиссера. Трамов проявил себя как ответственный преемник своих учителей, он сохранил дорогую сердцу театральную школу, при этом наполнив ее молодым, еще не чуждым экспериментам дыханием. Разница с возрастом героев не помешает юным зрителям понять их, спектакль пользуется знакомым современному человеку языком, в сценах точно угадываются легендарные эпизоды отечественных сериалов. История затягивает с первых мгновений, во время же поклонов сложно подавить желание и не процитировать Тарковского громким и отчаянным криком: «Я там живу!..»
Текст: Аврора Акопян