ГДЕ ТЕАТР

Или не оглядывайся

Гнев и пустота в икеевском лофте
В маленькой студии в неизвестном городе трое людей ведут странные, временами гневные, временами пустые, а временами абсурдные диалоги. Это Джимми Портер (Лев Богачёв), главный герой пьесы «Оглянись во гневе», его миловидная жена (Анастасия Лавренович) и их то ли друг, то ли сосед, то ли все вместе по имени Клифф (Руслан Бальбуциев). Как таковой сюжет спектакля описывается в одном предложении: Эллисон решает уйти от своего мужа, но ее подруга Елена (Екатерина Юнышева, что появится позднее) вовсе не против занять это место. Все остальное действие на протяжении трех актов сосредоточено не на развитии событий — а на речах и взмахах рук. Говорит преимущественно Джимми — из него через край льется неудовлетворенность собственной жизнью, устройством мира, характером жены, интеллектом друга и снова окружающей действительностью. Типаж Джимми в современной культуре принято называть «not like other girls», что в переводе означает: он очень сильно кичится тем, как сильно отличается от простых обывателей, и в какой-то момент зрителю даже становится от этого смешно.
Когда Джон Осборн написал «Оглянись во гневе», пьеса (хоть и спустя время) была признана гораздо менее эскапистской и оторванной от реальности, чем предшествующий ей британский театр. В свою очередь, в постановке «ГДЕ ТЕАТРА» Джимми Портер и прочие герои, напротив, оказываются далеки от окружающего мира и заперты в идеальном светлом лофте, обставленном типовой «Икеей». Складывается ощущение, что Джимми не разоблачает проблемы современного общества, а просто не видит дальше собственного носа. И в том, как молодой разгневанный мужчина кричит, чувствуется надрыв не человека, что не может справиться с окружающей несправедливостью, а дурака, который конструирует словесные нагромождения, не очень-то заботясь о содержании. Будто бы Джимми сам верит далеко не во все, о чем так много говорит.

Таковы, впрочем, и остальные герои постановки: едва справляющийся с чтением газет Клифф, одержимая Джимми и глажкой Эллисон, имеющая свое мнение по любому романтическому поводу Елена — все они перемещаются по сцене бесцельно и будто бы не особо оглядываясь друг на друга. Все они немного пустышки — в безликой одежде и с полу-отсутствующими взглядами они интуитивно плохо ориентируются в собственных желаниях и едва ли могут совершить какую-то революцию, о которой Джимми, кажется, тихо мечтает.
Помимо социальной составляющей, в спектакле, конечно, замешана любовь — или то, что герои за любовь принимают. Эллисон уходит, но почему-то все же возвращается, да и Елена, что так активно уговаривала ее разорвать отношения с Джимми, почему-то сама попадает в эту же ловушку. Из Портера такой себе защитник, вряд ли хороший любовник, сомнительный добытчик и все в таком духе — короче говоря, если упростить, то не очень понятно, что его женщины в нем находят. Единственным, что объединяет Джимми, Эллисон и Елену, кажется надрыв, с которым они разговаривают и живут. Постоянная, будто бы даже передавленная истерика, подобие эмоциональных качелей, без которых просто становится скучно, сопровождают героев на протяжении всей постановки. И если с рациональной точки зрения женщинам удается доказать себе, что Джимми того не стоит, то эмоционально их затягивает в его воронку. И с этим ничего не получается поделать.
«Оглянись во гневе» «ГДЕ ТЕАТРА» конструирует ограниченный мир очень злых, но достаточно поверхностных людей. У героев так и не выходит очаровать зрителя: магнетизм Джимми кажется не манящим, а пугающим, доброжелательность Клиффа напоминает ограниченность, эмоциональные всплески Эллисон и Елены вызывают желание уйти и все же не оглядываться.
Текст: Мария Дорофеева
Фото: Юлия Паршакова