КИНО

Любовь — это все…

…и это все, что мы о ней знаем
Как часто вы смотрите фильмы, заявленные как истории о любви? Я — довольно редко. У меня сложился ложный, но трудно преодолимый стереотип, что это либо комедии, в лучшем случае непошлые, либо наигранные мыльные оперы. Фильм «Он+Она» Александры Франк меня приятно удивил. Это простая и честная история об отношениях живых людей, а не далеких от реальности образов, рассказанная искренне и без насильственного выжимания слез из зрителя. Кино включает в себя черно-белые вставки-размышления актеров о любви и пять новелл, каждая из которых стоит того, чтобы рассказать о ней подробнее.
Первая история — о паре, которая, спустя пять лет замужней жизни, переживает кризис. Она (Катерина Шпица) — духовно возвышенная перфекционистка, мечтающая о том, чтобы супруг вписывался в идеальный образ Мужа, который она ему придумала. Он (Павел Деревянко) — более приземленный человек, нуждающийся в нежности и понимании со стороны супруги. Мужчине кажется, что он не соответствует ее высоким стандартам, друзья и близкие жены смеются над ним, а дом медленно превращается в поле боя. Честно поговорить друг с другом два взрослых человека, разумеется, не могут, и каждый ждет, что другой сам догадается о желаниях партнера. На примере этих героев зритель видит, как важен диалог не только в паре, но и в принципе между людьми. Во вставках она и он говорят со зрителем, будто с терапевтом, и в довольно забавных и знакомых каждому бытовых ситуациях видно, как по-разному герои воспринимают одно и то же действие друг друга. Правда у каждого своя, но в совместном поиске истины — подлинная близость.
Вторая новелла основана на личной драме Александры Франк и довольно интересно раскрывает тему конфликтов в семье глазами ребенка. Когда мама и папа ругаются, их маленький сын (Владимир Сериков) видит жуткое чудовище с длинными крючковатыми пальцами. Тень монстра накрывает всю комнату и с оглушающим треском раскалывает ее надвое. А маленький человек, у которого рухнул мир, начинает разрушать все вокруг. . . У этой новеллы открытый финал. Она не дает точных ответов, что будет с героями и как правильно поступить — ситуации бывают разные, и в терминальной стадии спокойно разойтись лучше, чем превращать ребенка в суперклей, на котором держится семья. Но любой конфликт с руганью, битой посудой и обоюдной ненавистью вместо совместной попытки разобраться становится началом конца в детском сознании. А иногда и не только в детском.
Третий сюжет — о загадочности душевных порывов. Французский профессор (Алекси Жило) приехал в Россию изучать ее культуру и традиции. В местной библиотеке он встречает Настеньку (Юлия Топольницкая) и мгновенно влюбляется и в русскую литературу, и в девушку. Также у Настеньки есть ухажер, который, в отличие от зарубежного гостя, близок ей по духу и понятен по сути. Но это героине только предстоит осознать. Внезапно обозначенный любовный треугольник раскроет нам неожиданные грани близости человеческих душ. Если вы понимаете друг друга с полуслова и чувствуете единение убеждений, интересов и воспитания, внешнее и наносное отходит на второй план. И тот, кто «идеальный мужчина», легко проиграет тому, кто «да что ты в нем нашла?!».
Короткая четвертая новелла призывает не отчаиваться, ведь даже привычное может стать декорациями, в которых судьба вручит тебе настоящий подарок. Жизнь героини (Галина Тюнина) похожа на затянувшийся День сурка, а ее действия стали механическими, не требующими внимания и вовлеченности — и ничто не нарушает этот строгий порядок. Но как только героиня начинает замечать новые детали в набившем оскомину пейзаже, запускается цепочка непредвиденных событий, способных изменить привычный ход жизни. И это тот случай, когда внезапные перемены ведут только к лучшему.

Финальный эпизод — о конечности отведенного нам времени, поздней осени человеческой жизни. И о том, как по-разному можно этим временем распорядиться. Любви все возрасты покорны. И прекрасным примером тому становится история актрисы (Ольга Науменко) и преданно влюбленного в нее мужчины. Он, как мальчишка, срывает для нее все цветы с клумб, несмотря на угрозы работников ДК, но прямо предложить руку и сердце не решается. А актриса сама расцветает от проявлений тепла, как самый прекрасный цветок, хоть и не очень верит в возможность личного счастья в ее возрасте. Но пока мы живы, никогда не бывает поздно. Сюжет новеллы вдохновлен реальной историей пенсионеров, которые познакомились в доме престарелых, и чувства, вспыхнувшие между ними, привели к счастливому браку.
Фильм включает в себя элементы разных жанров. Это и документальные вставки с размышлениями актеров о любви, близости и отношениях; и чудовище в воображении мальчика из второй новеллы, словно сбежавшее из хоррора; и комедийные эпизоды семейной жизни и столкновения русского и французского менталитетов. Каждый такой элемент лучше раскрывает переживания героев и помогает не свести историю к банальной мелодраме. А визуальные детали повествования придают новеллам метафоричности и отсылают к притчам. Например, французский профессор возвращает в библиотеку книгу Ф. М. Достоевского «Идиот» — и сам попадает в положение, схожее с положением князя Мышкина. А рекламная надпись «Не упусти момент!» на стене супермаркета — предупреждающий знак не только для героини, но и для зрителя.

Плюс в логотипе фильма на открывающих титрах — еще одна яркая визуальная деталь. Многие небезосновательно считают, что любовь — это крест, который вы с партнером несете через всю жизнь, и ежедневный нелегкий труд. Но маленькая девочка внутри меня хочет верить в сказку о том, что это и красный крест скорой помощи, которая непременно поможет вам преодолеть все трудности и, если следовать рекомендациям, излечит любую боль.
Текст: Радистка Кэт
Фото: Кинопоиск