ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ

«Вы же в курсе, какие события происходят сейчас в России?..»

Спектакль, поставленный по практически одноименной пьесе Вишневского, не перестает быть актуальным даже спустя десятилетия. Анархисты-моряки, которых в плаванье застает революция, оказываются застигнутыми врасплох этим бунтом точно так же, как и мы сейчас. Навязанные кем-то непонятным для этих людей перемены вынуждают отправиться в плавание «за партию», которое оказывается для людей на борту последним. По этому поводу объявляется «бал».


Прощальный «концерт» матросов не поселяет в сердце грусти. Осколками резонансных вопросов он остается в сознании зрителя, вызывая тревогу и заставляя задуматься — неужели человечество действительно никогда не «доедет» до своего будущего? А если даже и «доедет», как возможно понять, что живешь в желанном будущем, когда все, что есть, для тебя —  настоящее? Когда вечно чего-то мало, чего-то много…


Осознание неминуемого конца приводит героев к музыке. Они заранее видят, к чему их подтолкнули, понимают, чем это для них кончится, и ломают постоянное настроение спектакля. Небрежно брошенная шутка перерастает в длинный надрывный монолог, который под конец вдруг снова превращается в усмешку. Постановка начинена своеобразным «юмором висельника», острыми скачками и перепадами настроений. Поэтому им остается одно —  петь.


Led Zeppelin, Муслим Магомаев, Ленинград, Стиви Уандер — репертуар так же разнообразен, как и сами герои. Все песни, от легендарных до менее известных, от отечественных до зарубежных звучат в самых различных аранжировках. Согласитесь, интересно послушать «Bohemian Rhapsody» легендарных Queen под ностальгические звуки гармони.

К слову, спектакль своей композицией немного напоминает именитую песню британской группы. Бывает, слушаешь длинную «Bohemian Rhapsody», а ощущение складывается, что прослушал несколько песен подряд, только коротких, —  такая уж у нее сложная структура. «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» ей сродни своей неоднородностью и сложной структурой. Иногда забываешь, что все это — один большой спектакль, а не несколько миниатюрных, но при этом полноценных.


В матросах находишь себя — они такие же потерянные, ведомые люди, которые задаются обычными людскими вопросами: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Эти понятия люди на корабле осмысляют громко, импульсивно, совершая необдуманные поступки, что, естественно, ведет к определенным последствиям.


«Оптимистическая трагедия» —  название обобщенное. На два с половиной часа перед вами предстанет целая компиляция трагедий, сломанных судеб и бед. И все эти беды вечны, они принадлежат векам минувшим, настоящим и будущим, они принадлежат вечности в самом полном ее понимании. Наверное, в зале не останется зрителя, которого не затронет фраза о нынешней России, повторяемая актерами из раза в раз, вызывающая отклик в сознании людей.
Очень дерзко звучит «России не хватает воздуха». Ведь «Вы же в курсе, какие события происходят сейчас в России?..» Не провести параллель было бы очень странно, потому что зритель понимает — актуально и смело. Говоря о том времени, актеры преподносят нам это для размышлений про настоящее.


«Хорошая смерть — это тоже партийная работа». Хотели бы Вы умереть за Родину во имя революции? Российский бунт — он бессмысленный и беспощадный: кажется, что сражаешься за правду, но чья она? Где свои, а где чужие, да и были ли они вообще? Вера в слова и в само правительство собственного государства должна придать уверенности, но «просто так» никому верить не хочется.


Вывод один: «Ваш мозг —  это ваша партия». А вот можно ли довериться самому себе, — это уже другой вечный вопрос.

Ph: Владимир Песня/ РИА Новости

Текст: Миша Белолипецкая,

Виктория Кэшби, Валерия Арсеньева

Мы в социальных сетях:

1516920571instagram-png-instagram-icon-1
twitter1600_edited.png

Почта для сотрудничества:

БЕС КУЛЬТУРЫ (С) 2020