ТЕАТр FULCRO
ПРИЗРАКИ НЕУДОБНОЙ ПРАВДЫ
Как остаться собой в нечеловеческих условиях, или история о том, как бывшие одноклассники оказываются совсем не теми, кем себя считали. Знаковая постановка режиссера Дарьи Шаминой и команды независимого театра FULCRO по скандальной пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека.
Когда-то они были в первом классе… Польша. 1925 год. В маленьком городке Едвабня мирно сосуществуют поляки и евреи, их дети ходят вместе в школу, играют, дружат, влюбляются, и иногда дерутся. Совсем скоро жизнь их станет совсем другой — игрой на выживание в эпоху тоталитаризма.
Дипломный спектакль седьмого курса Вениамина Фильштинского стал началом, той самой «точкой опоры» для создания свежего проекта, в котором выпускники мастерской могут высказаться на актуальные темы в столь непростое для всего человечества время. Как и в самой труппе, каждый голос важен, история одноклассников работает именно в этом симбиозе повествования без разделения на главные и второстепенные роли. И вот, в новом сезоне, «Наш класс» возродился из пепла на сцене FULCRO.
Герои постановки – словно тени Шоа, следы от разрушительного огня ненависти. Их не смоешь, не забудешь. Иногда они безучастно рассказывают о событии, не проживая его, словно зачитывают летопись своей ушедшей жизни. Особенно показательна сцена с насилием бывших друзей детства Рысека (Иван Кириллов) и Зигмунта (Александр Другов) над Дорой (Екатерина Тихонова): холодное прочтение фактов только усиливает чудовищность происходящего в глазах зрителя, ком подступает к горлу. Ты сам словно становишься частью класса, растешь и пытаешься сделать свой выбор вместе с Рахелькой (Анна Завтур), Владеком (Денис Прытков), Менахемом (Сергей Горошко), Якубом (Илья Якубовский), Зоськой (Алина Покровская) и Хенеком (Евгений Тимохин). Здесь нет четкого разделения на злодеев и жертв, есть враги человечности, прячущиеся в каждом из нас: равнодушие, ненависть, предрассудки и эгоизм. Сами персонажи давно уже мертвы, и все их эмоции – лишь эхо прошлого. Игра со светом вторит этой идее: длинные мрачные тени оставляют свой след на серых стенах и решетке с именами погибших во время погрома жителей.
Зрительный зал, расположившийся в пространстве завода Степана Разина, как ни странно, помогает прочувствовать полностью атмосферу отчаяния, пожирающего героев. Сцена делит мир пьесы на два пространства: мир «условно» живых и мир мертвых, отделенных деревянной стеной, напоминающей нам и сгоревший овин с женщинами и детьми, и раздвижные двери вагонов в поездах смерти. Зритель становится частью истории, пассажиром на этом «проклятом» поезде-призраке. Невозможно не ощутить всю боль и противоречивость человеческих судеб за все три акта, что длится спектакль. Прекрасно исполненные вокальные партии на польском и русском языках и псалмы на иврите играют на самых потаенных струнах души.
Завершающий монолог Абрама (Никита Гольдман-Кох) очищает и дает веру в то, что, пока существуют люди, готовые воспринять эти тяжелые уроки жизни и научиться человечности, у нас все еще остается надежда на будущее.
Ph: Театр FULCRO
Текст: Ника Маккена