КИНО

Очень странные дела в пионерии

Валерка – прилежный пионер, ходит в школу, защищает малышей от хулиганов, а ещё борется с вечной и неутолимой жаждой крови
Сериал «Пищеблок» является экранизацией одноименного романа Алексея Иванова. По крайней мере, первый сезон был экранизацией, второй же — вольное развитие сценаристов. Герои те же, а продолжение их истории абсолютно логичное.

Первый сезон смотреть было визуально приятно, но с каждой серией интерес угасал. Атмосфера, хорошие костюмы и прекрасная цветокоррекция не спасли сценарий с картонными персонажами и очевидными сюжетными поворотами. С финала первого сезона прошло уже три года. Валерка как прилежный пионер ходит в школу, защищает малышей от хулиганов и, конечно, не снимает при свете ни значок ВЛКСМ, ни красный галстук. Вот уже три года Валера Лагунов (Петр Натаров) свыкается со своей вампирской сущностью и борется с неутолимой жаждой крови. В этом ему помогает старый друг Игорь (Даниил Вершинин), который посвящен в тайны школьника, так как был вожатым в «Буревестнике» в ту самую смену.
«Пищеблок» во втором сезоне из лагеря переехал в школу (а что выберешь ты: МБОУ СОШ или Академию Вампиров?). Несмотря на то что Валерка уже три года справлялся с жизнью вампира-подростка, прошлое не может оставить его в покое. История начинается с возвращения в город нового вампира-стратилата.

Справедливо, что личность у героев вырисовывается хотя бы в продолжении истории. Во втором сезоне персонажи раскрываются по-новому и становятся значительно интереснее. Мы снова встречаемся не только с Игорем, но и с его возлюбленной Вероникой (Ангелина Стречина), которая наконец-то начинает действовать как самостоятельный персонаж. Ее поступки перестают быть хаотичными, и из клишированного образа женщины-вампа вырисовывается полноценная героиня истории.
Во втором сезоне мы не только узнаем заново старых героев, но и знакомимся с новыми. Самой яркой новой фигурой является Рита (Ксения Трейстер), которая нагло врывается в компанию главных героев, а с развитием сюжета даже становится любовным интересом Валерки.

В «Пищеблоке» в целом значительную роль играют понятия любви и дружбы как того, что в критический момент является большей силой, нежели сверхъестественные способности вампиров. Но если в первом сезоне все любовные линии как будто существуют просто для того чтобы быть, то во втором все смотрится довольно-таки органично. Даже непонятно откуда взявшаяся влюбленность Валерки становится его глуповатой, но по-юношески милой чертой характера.
Лагунов во втором сезоне стал старше, суровее и замкнутее, но свою романтичную натуру сохранил. История Валерки с Ритой — классическая и мелодраматическая линия. Но в этот раз хоть она и сваливается на голову из ниоткуда, их отношения развиваются постепенно, с каждой серией позволяя и зрителям познакомиться с персонажами, и героям узнать друг друга.

Продолжение сериала пестрит референсами. Иногда, позаимствовав что-то, создатели даже не пытались это скрывать. И если первый сезон сравнивали только с «Очень странными делами» братьев Даффер (в одном из эпизодов второго сезона, кстати, звучит до боли знакомый саундтрек, а Валеркины вампирские поиски выглядят, как путешествие по «изнанке»), то ко второму сезону также добавились сравнения с «Сумерками», а финальная битва и вовсе напоминает кульминационный момент из фильма «Гарри Поттер и философский камень». Сам образ вампира-стратилата в данном эпизоде похож на нечто среднее между Носферату и Волан-де-Мортом.
В одном из экстра выпусков о «Пищеблоке» Петр Натаров сказал, что ему были даны рекомендации к просмотру фильмов, где затрагивается тема вампиров, либо где герои переживают непростые времена. Например, актер вдохновлялся образом героини Хлои Морец из фильма «Впусти меня», а также главным героем «Дюны» Полом Атрейдесом в исполнении Тимоти Шаламе.

Визуально второй сезон получился более мрачным, оттенки кадров стали холоднее, их только изредка подсвечивает неоновый свет, акцентируя внимание на необходимых деталях. Стало больше заброшенных особняков, церквей и катакомб. Ностальгическая атмосфера позднего СССР плавно переходит в уже знакомую мистику подростковых франшиз. Художественный образ изменился, но это не сделало сериал хуже. У «Пищеблока» появилась хорошая сюжетная динамика, которая удерживает внимание зрителя, а герои раскрылись по-новому, поэтому за ними стало интереснее наблюдать.
Текст: Оля Александровна
Фото: Кинопоиск