мастерская

Следуйте за кроликом с розовым сачком

Дневниковые заметки об иммерсивном спектакле
Когда Никита Михалков снимал «Неоконченную пьесу для механического пианино» по пьесе Чехова «Безотцовщина», он просил каждого актера вне зависимости от объема роли провести все время работы над фильмом в Пущино. Команда приезжала с семьями и детьми — ходили за грибами, пили чай по вечерам, купались в реке и одновременно с этим снимались в кино. Михалков стер грань между художественной реальностью и реальной жизнью, превратив своих актеров в чеховских героев даже за пределами площадки.

В постановке «Платонов» театра «Мастерская» (все по той же пьесе Чехова «Безотцовщина», второе название которой — «Платонов») то ли интуитивно, то ли примкнув к традиции, использовали смежный прием. Только в этом случае уже зрителям предложили почувствовать себя гостями поместья Войницевых — продефилировать по саду, потанцевать с молодым Сергеем (Глеб Савчук), послушать великолепное пение Александры Ивановны (Анастасия Стебнева) и погрузиться в семейно-любовные сцены помещиков и их друзей.
20 августа 2023 (или 1878?), Ника

Последние теплые августовские дни, предзакатное солнце золотит воды Фонтанки, легкий ветер едва касается краев моего легкого платья. Я бегу по мосту к усадьбе Державина, чтобы насладиться обществом Чеховских героев — сегодня они мои друзья, а я их гостья, как и остальные зрители.

Как только я впорхнула в Усадебный сад, мне навстречу шагнул Сергей Павлович Войницев в смешной маске кролика и с сачком в руках. Поймав мой телефон в сачок, он со смехом убегает встречать других гостей. Ощутив себя Алисой в Стране не Чудес, но давно забытых времен, я иду вслед за кроликом в глубину сада.
Мы, зрители, уже не в театре, мы — герои пьесы Чехова между строк. Вокруг прогуливаются дамы в элегантных платьях, кто-то спорит о яблоках с Осипом (Леван Цискадзе) — изредка из кустов слышны крики «ДАЙ ЯБЛОКО!», — а хозяйка вечера, Анна Петровна (Есения Раевская) предлагает гостям в амфитеатре шарлотку. Вот уже неспешно собираются наши Войницевы и Трилецкие в летней беседке, ну а мы внимательно слушаем, смеемся и иногда участвуем в разговоре.

Теплая семейная атмосфера окутывает августовский вечер, беготня Ивана Ивановича Трилецкого за нерадивым слугой-конокрадом и невинные игры-дразнилки Сергея с Николаем Трилецким (Дмитрий Миков) добавляют легкости и без того приятному вечеру. Конечно, в уме вертится довольно печальная развязка пьесы, но в процессе гости теряют бдительность, отдаваясь на милость актеров-кукловодов.
27 августа 2023, Маша

Я приезжаю в гости к Войницевым не рано и не поздно — идеально для того, чтобы, медленно прогуливаясь по саду с белым зонтиком, успеть столкнуться с их слугой по пути к беседке. Вокруг меня позднее лето, через час сидеть на улице в тонком платье будет слишком холодно, но пока об этом можно не думать.

Спектакль начинается неуловимо — в один момент все еще перешептываются в ожидании главных действующих лиц, а в другой они бегут по дорожке продолжают диалог, будто бы начатый где-то за сценой. Собственное присутствие во всей этой беготне ощущается странно — зритель вроде и часть действия (Сергей даже делает комплимент моим носкам, проходя мимо), но вроде и молчаливый слушатель не до конца ясных сплетен. Мы гости — и нам полагалось бы хотя бы объяснить, о чем идет речь в хаотичных беседах, но на деле беседуют герои только для того, чтобы чем-то занять себя в ожидании.

Кого мы ждем? Ну разумеется Платонова.
20 августа 2023, Ника
Как только в действие врывается Михаил Платонов (Сергей Паньков, он же режиссер спектакля), хаос хороводом несет за собой остальных. Мы встаем за пределы комфортного амфитеатра и, пританцовывая, прогуливаемся по саду под руку с актерами. Когда я шутливо спрашиваю Николая Ивановича, будем ли мы водить хороводы, он лишь загадочно улыбается. Минутой позже все гости действительно бегут, смеясь, вокруг наших гостеприимных хозяев.

Какое лето не обходится без любовного романа? Особенно, если в компании присутствуют настолько прелестные дамы. Все они хороши — и роковая красавица Анна Петровна, и тихая Сашенька Платонова, нежная Софья Войницева (Дарья Завьялова) и категоричная Марья Грекова (Дарья Соловьева). Всех этих прекрасных девушек в итоге объединяет и страсть к Платонову, но осуждать их за это я не могу.
27 августа 2023, Маша

Михаил Платонов — обаятельный мерзавец, каким ему и положено быть. По сравнению с Сергеем он держится от зрителей (будем честны — зрительниц) на расстоянии. Впрочем, нельзя сказать, что вместо этого он активно флиртует с персонажками. Платонову будто не нужно прилагать ни единого усилия для того, чтобы очаровывать. Он откусывает яблоко или виснет под мостом, разбрызгивая воду — и каждая из героинь готова признаться Михаилу в любви.

Со стороны, конечно, виднее, ведь я (да и остальные гости), несмотря на всю включенность в спектакль, смотрим на происходящее взглядом демиурга. Мы знаем о действующих лицах все, а потому понимаем, что за искрами в улыбке Платонова прячется не внутренний трагизм, а обыкновенное лицемерие.

Но в пестрой череде хороводов, песен под живую музыку, беготни между беседками и полонезов верится в лучшее. В людях и финалах.



20 августа 2023, Ника


После прогулки, подслушивания любовных разговоров и наслаждения романсами в исполнении генеральши и Сашеньки, наступает антракт. Передохнув в светлой оранжерее с чашечкой кофе, мы перемещаемся в домашний театр усадьбы. Зрители снова возвращаются к более классическому театру, иммерсивность испаряется, драма накаляется. И герои приходят к своему печальному, но закономерному концу.
А так хотелось, чтобы лето не заканчивалось.

Спектакль «Платонов» театра «Мастерская» — лето, запертое в банке. О нем хочется писать глупые дневниковые заметки и вспоминать со светлой грустью, потому что его почти отсутствующий сюжет не так важен, как сформированное постановкой впечатление. Его мы и постарались хотя бы ненадолго сохранить на виртуальной бумаге.
Текст: Мария Дорофеева, Ника Маккена
Фото: Стас Левшин, Ирина Копланова