Театр Ермоловой

Из пены речной

Он сначала не понял, а потом ка-а-ак понял!
В 2022 году у театра Ермоловой нарисовался крайне амбициозный и занятный Проект [1,5]. Ринат Ташимов, куратор проекта (интервью с которым вы можете почитать у нас на сайте), тогда рассказывал об условиях опен-колла и обронил фразу, что они готовы рисковать. Тогда это была просто фраза – многообещающая и короткая. А теперь есть целый спектакль, в котором действительно рискнули, и на свет из пены речной появилась «Потудань». Но обо всем по порядку.

Вводные данные для понимания такие: есть один режиссер без опыта постановки спектаклей на большой сцене, есть художник-декоратор, композитор, саунд-дизайнер, куратор проекта, команда актеров театра, сценарий, идея, полтора миллиона рублей, полтора месяца на репетиции и она – большая сцена театра Ермоловой. А еще очень много досок, раковина и пена морская. И Любовь.
Мы все с вами знаем легенду о рождении Венеры: невероятной красоты богиня любви и плодородия вышла из пены морской где-то в районе белых песков Кипра. И обнимал ее за плечи дуновением ветра Зефир, и падали к ее ногам бутоны роз, и все в таком духе. А что было бы, если бы Венера, точнее, Любовь, а если еще точнее, то Люба, родилась из волн славной речки Потудань, что протекает в Воронежской области? И влюбилась бы не в великого Вулкана, а во вполне себе обычного Никиту? Такого, с Наутилус Помпилиус в стареньких наушниках, дрелью и полным непониманием, что делать со своей жизнью, а главное, что от него вообще хотят.

Спектакль «Потудань» Владимира Комарова заявлен авторами как кринж-драма и, признаться честно, лучшего описания для этого не найти. Потому что, цитируя самих творцов, наша жизнь – это тот еще кринж. Тут есть все – трогательная история о любви, монолог на двадцать две минуты, разрывающие душу песни, многозначительные паузы, голубь архангел Михаил и такая искренность, что остаться равнодушным не получается ни при каких обстоятельствах.
Повествование строится по определенным законам, и если в самом начале кажется, что на сцене происходит что-то непонятное, не поддающееся логике, то к концу все встает на места и достраивается – и буквально, и фигурально. Трижды повторяющиеся действия выглядят одновременно и всем знакомой метафорой, и терпеливым объяснением, точно для самых маленьких: ну не все же понимают с первого раза, некоторым Никитам нужно время. А еще всем нужен Данте, которому можно пожаловаться на что угодно.

О любви можно говорить по-разному. Возвышенными балладами, многотомными романами. А можно говорить ироничными песнями, спетыми звонким голосом, неловкими отрывистыми фразами, которые никак не получается перевести с языка чувств на обычный, человеческий. И действиями. Герои этой истории, нереальной и подозрительно знакомой одновременно, гротескной и абсурдной, выбирают второй вариант. И друг друга. Но от всего огромного, упавшего, но не разбившегося сердца.
На спектакль можно идти подготовленным – прочитав первоисточник в лице Платонова с его «Река Потудань», расширив свои горизонты эрудиции с помощью древнеримской мифологии и легенды о рождении Венеры, возможно, даже пару часов посверлив взглядом шедевр Боттичелли для того, чтобы закрепить результат. А можно ничего не зная и не ведая довериться судьбе, короткому анонсу на сайте театра, этой рецензии или другу, который за рукав куртки приведет вас в зрительный зал. Но главное – идти с открытым сердцем. Не ждать ничего и быть готовым ко всему одновременно. И тогда вам обязательно понравится.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Женя Сирина