КИНО

Повелитель ветра и возможностей

«Я тучка-тучка-тучка, я вовсе не медведь.
Ах, как приятно тучке по небу лететь!»
Когда человеку приходится в одиночку противостоять силам, которые ему неподвластны, что заставляет его бороться до конца? Что держит хрупкую надежду на плаву и не дает опустить руки? Здесь каждому свое: семья, религия или пресловутый «внутренний стержень». Вопрос становится сложнее, когда вспоминаешь о людях, добровольно бросающихся в руки опасности. Легко окрестить авантюриста сумасшедшим, но гораздо интереснее разобрать его мотивацию по частям. Фильм Игоря Волошина «Повелитель ветра» нельзя назвать психологическим анализом, это, скорее, история человека, который вопреки общепринятому здравому смыслу творил и продолжает творить историю.

Если вы ничего не слышали о реальном прототипе главного героя, это не беда — картина рассказывает о совсем недавних событиях 2016 года, которые еще не успели укорениться в общественном сознании. Фёдор Конюхов, которого сыграл его тезка Бондарчук, путешествует по миру и ставит экстремальные рекорды. Он первый побывал в одиночку на Южном и Северном полюсах (причем добрался туда на лыжах), первый совершил одиночное кругосветное плавание и первым пересек Землю на воздушном шаре всего за 11 дней. Последнее достижение легло в основу сюжета «Повелителя ветра». В общем, человек неиссякаемого авантюризма и железной воли.
Говорить о том, что в фильме совсем не рисуется психологический портрет героя, все же несправедливо. По всему хронометражу разбросаны флешбэки из детства Фёдора, объясняющие мотивацию его поступков, и смотрится это очень интересно. Зритель также посвящается в тайну его взаимоотношений с семьей и другими людьми. В линии Оскара, сына путешественника (Евгений Ткачук), чувствуется сильная недосказанность — она ощущается как сериал, включенный с середины. Анна Михалкова играет Ирину, жену Федора, простую женщину, которая, конечно, волнуется за мужа, но искренне верит в его силы и поддерживает во всех начинаниях. Как отдельная личность Ирина Конюхова, к сожалению, не раскрыта, она воспринимается только как дополнение к супругу.

Главный герой — типичный «сумасшедший гений», удивляющий, смешащий и западающий в душу своими неординарными действиями. Его философия столь же проста, сколь и непостижима: нужно брать от жизни все, невзирая на любые преграды. За всеми стараниями Фёдора Бондарчука все равно не скрывается оригинальная харизма актера, где-то не присущая настоящему Конюхову, но отлично гармонирующая с общим настроением. Пусть развязка сюжета и представляет из себя пресловутое «у героя сначала что-то не получается, а потом он успешен и счастлив», проработанность картины разрешает отбросить скептицизм и с открытым ртом погрузиться в сказку, основанную на реальных событиях.
По словам режиссера, «Повелитель ветра» должен «вжимать в кресло» зрителей, и фильм, без преувеличений, справляется с этой задачей. Такое кино нужно смотреть на большом экране, чтобы прочувствовать завораживающую красоту опасных сцен, дополняемых невероятным саундтреком. За живописность в картине отвечают хорошая графика и дагестанский ландшафт, а за музыкальное сопровождение нужно сказать отдельное спасибо легендарному композитору Алексею Рыбникову.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Уля Авдеева